GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Продолжение войны другими средствами
Автор: Игорь Михайлов
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/column/163543/
Продолжение войны другими средствами

Переговоры по Карабаху возобновились

Президент Армении Роберт Кочарян дал интервью ряду армянских и карабахских СМИ, в котором довольно пространно высказался на карабахскую тему. В глубинном смысле это интервью - продолжение переговоров с Ильхамом Алиевым вокруг Карабаха. Туман начинает рассеиваться.

Во-первых, Кочарян подтвердил решимость Армении де-юре признать независимость Нагорного Карабаха в случае, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик. Это намерение высказывалось Ереваном еще в прошлом году, однако впервые его озвучил президент, да еще и в развернутом виде.

"Армянская сторона должна быть готова и к тому, что по той или иной причине переговоры зайдут в тупик. Не хотелось бы обсуждать детали этого, в Рамбуйе не получилось, но шансы еще есть. Но если это произойдет, а время работает на армянскую сторону, тогда, усиливая армию и на правах силы действия армянской стороны будут следующими. Первым шагом в этом случае должно стать де-юре признание Нагорно-Карабахской Республики Республикой Армения. Второй шаг - правовая формулировка ответственности Армении для обеспечения безопасности народа НКР - это подписание целого ряда договоров, что будет означать, что какое-либо посягательство в отношении Нагорного Карабаха будет означать посягательство на Армению, - сказал Кочарян. - Третье - это комплексное укрепление зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Здесь не хотелось бы раскрывать скобки, отметил армянский лидер. И естественно, должна начаться более активная интеграция в вопросах обороны, развиваться экономика. Потенциал для всего этого у армянского народа есть".

Кочарян заведомо предупреждает: в планах Армении нет милитаризма. Военные действия могут быть лишь ответными. Однако сложно представить, что Армения могла бы начать новую войну первой: под ее пятой и так находится на только Нагорный Карабах, но и часть собственно азербайджанских территорий. Это ставит Армению в довольно сложное положение, ибо необходимость и легитимность удержания этих территорий силами армянской армии всего сложнее объяснить международному сообществу, а Армения сегодня остро нуждается в союзниках.

Неслучайно в своем интервью армянским и карабахским СМИ Кочарян специально остановился на отношениях с Россией. А также на визите Владимира Путина в Азербайджан и на фразе российского президента (произнесенной в Баку) о намерении провести дополнительные консультации с ним, Кочаряном, по крабахской проблеме.

"В заявлении, сделанном президентом России Владимиром Путиным в Баку - "пригласить президента Армении в Москву и проконсультироваться с ним по урегулированию", - нет ничего великоимперского или оскорбительного для армянской стороны", - сказал Кочарян. По его словам, он отлично знаком с негативной реакцией, которое вызвало в армянском обществе это заявление российского лидера. Президент Армении сообщил, что сразу по возвращении из Баку в Москву Владимир Путин позвонил ему и поделился своими впечатлениями о встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым как раз в той части, где речь шла о Карабахской проблеме. "Я не почувствовал в разговоре никакого давления, каких-то попыток что-либо навязать мне, тем более чего-то великоимперского, - подчеркнул Кочарян. - Это был дружеский обмен мнениями". Продолжая тему российско-азербайджанских переговоров в Баку, он сообщил, что со слов Владимира Путина у российского лидера сложилось впечатление, что тот камень преткновения, о который стороны споткнулись в Рамбуйе, преодолим. И именно поэтому, исходя из самых добрых пожеланий, под этим впечатлением он в Баку во время пресс-конференции и сделал то самое заявление. Это было желание человека, искренне желающего, чтобы конфликт получил свое разрешение и был урегулирован. "Понятно, что в Армении тут же решили, что Алиев с Путиным встретились в Баку, о чем-то договорились и решили навязать Армении некое решение, вовсе неблагоприятное для армянской стороны. Это - не так. Отношения Армении с Россией, президентов этих стран исключают подобные вещи. О конкретной дате встречи мы с Владимиром Путиным не договорились, но по телефону достаточно углубились в детали урегулирования и договорились, что дополнительно свяжемся и договоримся о встрече для продолжения обсуждения этой проблемы. Уверен, что Владимир Путин и не предполагал, какую реакцию вызовет его заявление в Армении", - заключил Роберт Кочарян.

Эта часть интервью армянского лидера заслуживает подробного синтаксического анализа. Успокоив армянского избирателя (а в преддверии выборов любое общество состоит не столько из граждан, сколько из избирателей), Роберт Кочарян не просто вернул России звание стратегического партнера Армении, но и исподволь дал понять, что это они с Путиным едва не нашли решение карабахского вопроса, тем самым вырвав из рук своего азербайджанского коллеги эксклюзив. Верится в такое телефонное право слабо, однако в пиар-войне все средства сгодятся. Дружеские пассы в сторону России, сделанные Кочаряном, в сочетании с жалобами на Азербайджан, высказанными в тот  же день министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном, демонстрируют наличие у Армении четкой внешнеполитической тактики: громче кричать "Спасите, убивают!", одновременно заявляя о своей полной лояльности органам правопорядка.

Вместе с тем Ереваном было продемонстрировано, что и в Армении есть сторонники жесткости. В их числе оказалось фактически второе лицо в государстве - министр национальной безопасности Армении Серж Саркисян, наиболее вероятный преемник Кочаряна. "Президент Азербайджана не имеет каких-либо полномочий над карабахским народом, и поэтому он не может давать ему какие-либо гарантии безопасности", - сделал он безапелляционное заявление, чреватое международным скандалом. Но этот резкий выпад получает в интервью Кочаряна дипломатическое сопровождение: "Нагорный Карабах ассиметрично участвует в переговорном процессе и следует более активно работать над его дальнейшим вовлечением в переговоры".

Сложная многоходовая комбинация, разыгранная армянскими политиками в последние дни и вызвавшая даже прогнозы о скором возобновлении военных действий, явила нам продолжение переговоров по карабахской проблеме, но на сей раз публичное, как в реалити-шоу. Эта публичность неслучайна, стороны намерены привлечь к проблеме наибольшее внимание, вероятно, к рекомендациям США решить проблему Карабаха в течение 2006 года все же прислушались. Ответом на заявления Кочаряна, Осканяна и Саркисяна стало посещение азербайджанским президентом Алиевым Нагорного Карабаха. Алиев приехал в гости к азербайджанским военным, в воинскую часть, расквартированную на территории района, большая часть которого оккупирована Арменией. И сказал, что Азербайджан ни пяди своей земли не отдаст. Далее в эфире раздались слова чиновника алиевской администрации Новруза Мамедова: "Невозможно выдавать за реалии захват чужих земель и нежелание их освобождать. Азербайджанские земли никогда не останутся под оккупацией армянских захватчиков. В этой связи суть заявления президента Азербайджана - это своеобразный меседж, цель которого состоит в том, чтобы руководство Армении не поддавалась иллюзиям. Азербайджанские земли никогда не будут до конца оставаться под оккупацией вооруженных сил Армении. Выражаясь словами президента, следует уделять внимание развитию всех областей: экономической, политической, безопасности, а также необходимо укреплять военную мощь. Претворяя все это в жизнь, мы вернем земли".

Они сошлись, волна и камень. Чиновник администрации Алиева почти слово в слово повторил слова Кочаряна. Чтобы сохранить земли, надо развивать экономику и наращивать военную мощь, чтобы их вернуть, надо делать то же самое. Судя по всему, до войны еще очень далеко, какими бы грозными репликами ни обменивались Ереван и Баку. Тем более что Новруз Мамедов, к примеру, собирается побеждать в какой-то совсем уж гомеопатической войне: "Уверен, что сегодняшние процессы, усиление экономического потенциала Азербайджана, повышение благополучия населения, а с другой стороны - укрепление военной мощи, без сомнения, повернет взоры армянского населения на Азербайджан, и что заставит руководство Армении смириться с реалиями". Иными словами, бакинская администрация намерена завоевать Карабах не танками, а каким-то неслыханным минздравсоцразвитием, что в каком-то смысле  вполне  соответствует моде на  глобализм.

Впрочем, причиной сомнительной готовности Баку пустить в ход настоящее  оружие является не столько неистовый прогрессизм (США все же предпочитают воевать с использованием вооруженных сил), сколько грядущий крах, причем совершенно необязательно военный. Стоит Азербайджану начать войну, и его международная репутация как страны, пострадавшей от действий агрессора, так долго по крупицам выстраиваемая с середины 90-х годов обоими Алиевыми,  рассыплется в прах, ибо сам  Азербайджан немедленно превратится в агрессора. В этой ситуации апелляции Баку к международному праву в части защиты территориальной целостности будут выглядеть крайне неубедительно. Зачем вам международное право, если вы сделали выбор в пользу пушек? Командой "Батарея, огонь!" Баку прекратит переговоры не только с Арменией, но и со всеми  ко-спонсорами мирного процесса, включая Россию, США и Европу. А это и есть цивилизованный мир. Принимая во внимание уникальное геополитическое положение Азербайджана, такой шаг нельзя  будет не признать опрометчивым.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.