GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Поживем - увидим
Автор: Михаил Борок
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/column/162994/
Поживем - увидим

С чем Путин едет в Азербайджан?

Сегодня начинается двухдневный рабочий визит президента России Владимира Путина в Азербайджан. В рамках визита президент откроет Год России в Азербайджане. И, естественно, проведет переговоры со своим коллегой Ильхамом Алиевым. Политический контекст февраля диктует аналитикам увязывать с этим визитом большинство нерешенных региональных проблем, и в первую очередь - проблему Карабаха.

Впрочем, тон аналитикам задало заявление МИД РФ. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства в преддверии визита Путина в Баку заявил следующее: "Россия будет продолжать активно содействовать поиску развязок карабахского узла. Принципиальная позиция России по Карабаху остается неизменной. Мы исходим из того, что главная ответственность за окончательный выбор формулы урегулирования лежит на самих азербайджанцах и армянах. Россия была бы готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит вовлеченные в конфликт стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности выступить гарантом урегулирования".

По сообщению ИА REGNUM, азербайджанский политолог Расим Агаев довольно скептически оценил содержание слов чиновника МИД РФ. "Заявление российского дипломата - достаточно звучное, но по существу там ничего нового нет. Это хорошо, что Россия готова стать гарантом мира, но такой же внешней позиции - "пусть стороны договорятся, а мы поддержим" - придерживаются и США. Однако дело в том, что оба государства растеряли в разное время и с разной скоростью то доверие, которым некогда располагали в Азербайджане. Россия его потеряла в 90-93 годах, когда она помогла армянам захватить Нагорный Карабах создать вокруг него "пояс безопасности". Американцы исчерпали лимит доверия значительно позднее, когда мы убедились, что они хотят урегулировать кризис по-своему, за счет уступок исключительно с азербайджанской стороны", - сказал Агаев.

Этот тон полу-упрека, исходящего в адрес России накануне визита российского президента, хорошо передает безысходность, которая якобы царит в Азербайджане. Но эта безысходность во многом наигранная. Лишь в той степени, в какой она оставляет люфт для Европы, чтобы та могла активизировать свои усилия в регионе, к примеру, в виде постоянных выступлений Международной кризисной группы, каковая уже в открытую называет Нагорный Карабах самым военизированным анклавом на земном шаре.

То, что визит Путина не принесет Азербайджану решения карабахского конфликта, является фактом, не нуждающимся в излишней драматизации, и это отлично осознают не только в Баку, но и в Москве. Политолог Сергей Марков в интервью ИА REGNUM заявил, что "заявление МИД не является чем-то принципиально новым. Россия фактически гарант стабильности в этом регионе и гарант переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном и его последующих решений".

Все, что на самом деле можно извлечь из заявления МИД, - это то, что Россия не намерена сдавать свои позиции в регионе.

Куда большее раздражение, чем в среде официальных и полуофициальных говорящих голов, вызвало малообещающее заявление МИД среди оппозиционеров. К примеру, секретарь Партии Народного Фронта Азербайджана Эльчин Мирзабейли, по сообщению азербайджанской "525-й газеты", высказался следующим образом: «В последнее время Россия ведет активную деятельность в направлении усиления своего влияния в регионе. Официальная Москва достаточно активна в рамках встречи G8. Предстоящий визит российского президента имеет очень важное значение для всего Южного Кавказа с точки зрения внесения ясности в некоторые вопросы. Ожидается, что в центре внимания будет заявления российского президента по поводу нагорно-карабахского конфликта и других противостояний на территории СНГ. - Однако я не верю, что во время визита Путина в Баку будет достигнут прогресс в карабахском конфликте, так как Россия осуществляет свои стратегические интересы посредством конфликтов".

Заявление руководства ПНФА следует воспринимать не как могущее повлиять на вектор азербайджано-российских отношений, а как данные социологического опроса: определенный сегмент азербайджанского общества разочарован в России как государстве, способной оказать Азербайджану помощь в урегулировании конфликта. С другой стороны, чудовищная раздробленность азербайджанской оппозиции, которая как раз на днях занялась активным выяснением взаимоотношений между партией "Мусават", вознамерившейся командировать своих делегатов в парламент, и оппозиционным блоком "Азадлыг", чье существование без "Мусават" вообще ставится под вопрос, - что вряд ли процент обиженных на Россию так уж велик. Большинство публикаций в популярных СМИ, посвященных предстоящему визиту Путина в Баку, пестрит прямой речью простых азербайджанцев, уверенных, что Азербайджану в союзе с Россией будет хорошо и приятно.

Возвращаясь к политической диспозиции, отметим, что незадолго до визита Путина активизировалось армянское лобби в столь могущественной державе как США. До сих пор Америка считалась наиболее последовательной союзницей Баку в деле отстаивания принципа территориальной целостности Азербайджана. К тому же скорейшее разрешение конфликта выгодно США как дополнительный стабилизирующий фактор в регионе. Но вдруг в американском Конгрессе выступает конгрессмен от штата Нью-Йорк Майкл Макналти. И говорит буквально следующее: "Вместе с моими многочисленными коллегами я поздравляю народ Нагорного Карабаха в связи с очередной годовщиной Нагорно-Карабахского освободительного движения. 20 февраля 1988 года народ Нагорного Карабаха официально обратился к Советскому правительству с просьбой об объединении с Арменией и исправлении несправедливости, совершенной советским диктатором Иосифом Сталиным. На эту мирную и законную просьбу последовала жестокая реакция со стороны советского и азербайджанского руководства, переросшая в полномасштабную военную агрессию против Нагорного Карабаха. Народ Нагорного Карабаха храбро отстоял свое право свободно жить на земле своих предков. Сегодня Нагорный Карабах продолжает укреплять свою государственность с демократически избранным правительством, боеспособными Вооруженными Силами и независимой внешней политикой. Я присоединяюсь к народу Нагорного Карабаха, празднующему продолжающуюся свободу и демократию".

Недвусмысленный тон сенатора, а также многозначительная фраза "вместе с моими многочисленными коллегами" свидетельствуют: влияние армянского лобби на вашингтонскую внешнюю политику вне всякого сомнения сильнее, чем влияние азербайджанской оппозиции, пусть даже принявшей решение пойти в парламент, на внешнюю политику Баку.

Что делать Баку в этой ситуации? Обратиться за помощью к Европе? Неоднократно подтверждалось, что кроме риторической, Европа не в силах оказать никакой другой помощи. Нынешний политический момент осложняется еще и неприятным инцидентом в Европарламенте, на который официальный Баку вынужден был нервно отреагировать. Дело в том, что Европарламент 16 февраля принял резолюцию под названием "Культурное наследие в Азербайджане". Те пункты резолюции, которые касались судьбы армянских архитектурных памятников в Нахичеване и надгробий в Джульфе, вызвали у азербайджанского внешнеполитического ведомства глубокое сожаление. «Отличающаяся на протяжении веков своим этническим разнообразием и постоянно демонстрирующая свою приверженность его развивать Азербайджанская Республика взяла под опеку государства 3,5 млн. памятников. Азербайджан всегда на прозрачной и конструктивной основе сотрудничал со всеми международными организациями, функционирующими в этой сфере, и достиг в этом направлении позитивных результатов, признанных на международной арене», - цитирует заявление азербайджанского МИД интернет-русурс Day.az, в целом же азербайджанские СМИ переполнены разоблачительными статьями о том, что обсуждение вопроса в Европарламенте инициировало армянское лобби.

С другой стороны, армянские СМИ с не меньшим упорством выводили на чистую воду азербайджанское лобби в Европе после заявления представителя Международной кризисной группы Сабины Фрейзер о непомерно высокой степени военизированности Карабаха. С третьей стороны, год назад Конгресс США отменил действие 907-й поправки, введенной в отношении Азербайджана  за "блокаду и использование наступательной силы против Армении и Нагорного Карабаха". С четвертой стороны, российско-армянское стратегическое партнерство сильно девальвировалось с середины 90-х гг., а о российско-азербайджанском стратегическом партнерстве, и в том числе в военной сфере, в последнее время говорят все чаще.

Бинарные оппозиции можно множить и множить, но разглядеть контуры будущего урегулирования конфликта будет, похоже, с каждым шагом все сложней. Политика - занятие ситуативное, и сравнивать политические заявления одной и той же стороны пяти- и даже двухлетней давности - дело в высшей степени неблагодарное. От визита Путина в Баку не стоит, вероятно, ждать каких-то судьбоносных заявлений. Скорее всего, позиция президента по Карабаху будет в общем и целом идентична позиции МИД РФ, озвученной Михаилом Камыниным. Но вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что меняется геополитическая ситуация на Южном Кавказе в целом. США готовятся к войне с Ираном так, как еще никто никогда не готовился, а Азербайджан не устает повторять, что не намерен им в этом помогать - ни территориальными, ни человеческими ресурсами.

По всей видимости, в силу объективных обстоятельств, голос России уже в относительно недалеком будущем зазвучит более мощно. Однако что будет произнесено этим голосом, мы узнаем лишь в режиме реального времени. И в режиме реальной политики.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.