Вещий Нурсултан
Казахстан становится Киргизией
Недавно в Казахстане был убит «мозг оппозиции» Алтынбек Сарсебаев, а в «революционной» Киргизии парламент минимальным большинством отказался сменить спикера Омурбека Текебаева, публично произнесшего в адрес действующего президента КР Курманбека Бакиева очень много нехороших слов (даже посоветовав ему, «если он мужчина» - повеситься).
Две темы, казалось бы, мал связаны между собой. Стоит, однако знать очень тесную связь двух стран. Казахстанская (точнее, казахская, элита) до сих пор воспринимает киргизов довольно просто и это восприятие отчасти похоже на то, как российская элита воспринимает украинскую – «киргизы – те же казахи, только более диковатые». Автор в данном случае просто воспроизводит массовые стереотипы и никого не желает обидеть. В качестве подтверждения вышеприведенного взгляда существует яркая казахстанская социология, четко фиксирующая именно эту бинарную оппозицию «старший» - «младший брат» в отношениях казахов и киргизов. Поэтому, кстати, как и в российско-украинских отношениях, «старшему брату» в реализации объединительных проектах «не светит».
В данном случае «самость» (пусть и ущербная, «вшивенькая») перевешивает все соображения политической и экономической целесообразности.
А пока в Казахстане ловят убийц «крупного политика» (и, кажется, уже поймали каких-то непоименованных, но явно деполитизированных бандитов), более раскованные в своих проявлениях политики Киргизии начинают схватку вокруг простой проблемы: кто более влиятелен – президент или Жогорку Кенеш (парламент). Это свидетельствует только об одном: в Киргизии вертикаль власти, до сих пор успешно работающая в Казахстане, была разрушена. Появились и быстро заявили о своих претензиях на влияние новые фигуры и группировки – Бекназаров, «консолидированный» парламент, «люди Кулова», проамериканские «демократы» (Отунбаева, Байсалов и т.д.) и множество иных «центров силы».
Самое печальное – в Казахстане таких «потенциальных» центров силы раз в пять больше, чем в Киргизии. Хотя бы потому, что в Киргизии нет хоть сколько-нибудь серьезных запасов углеводородного сырья, да и горная металлургия страны в разы уступает казахстанской.
Чем больше денег, тем больше и амбиций. Потому в Казахстане начинает все чаще происходить убийства влиятельных фигур. И «самоубийца» З. Нуркадилов и А. Сарсенбаев – это вам не Купцов, или Немцов. Эти люди до самого последнего времени считались публичными выразителями «неформальных интересов» самой влиятельной в республике «южной элиты» Казахстана.
Скажем в порядке предположения: элитные группы, желающие нанести максимально возможный урон репутации высшей власти, организуют «отстрел» фигур в оппозиции. В Киргизии убивают депутата парламента Эркинбаева, а в Казахстане – оппозиционера Сарсенбаева.
К сожалению, Казахстан медленно «сползает на киргизский путь». Правда, очень медленно. Но лидеру Казахстана следует, наконец, понять, что т.н. «третья сила», ради занятия высшего поста в стране готова произвести в Казахстане пусть и без «бархатной революции» те же самые потрясения. Которые все мы наблюдали с весны прошлого года в Киргизии. И что успокоив США и Запад, не стоит почивать на лаврах, полагая, что все проблемы решены и опасности ждать больше неоткуда. Как бы не пришлось Назарбаеву воскликнуть подобно вещему Олегу: "Так вот где таилась погибель моя!".
Вопрос в том, насколько Назарбаев контролирует обстановку в стране. То, что у Курманбека Бакиева с этим большие проблемы – не новость, но все же ожидается, что процесс передачи власти в Казахстане пойдет по более «цивилизованному» пути.
Автор - начальник отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
|