Контуры
К чему приведут переговоры по Карабаху?
Переговоры между Азербайджаном и Арменией на высшем уровне, о которых столько говорилось в последнее время не только в Баку, но и в Ереване, Москве, Вашингтоне и даже в Брюсселе, - уже идут в Рамбуйе, живописном замке под Парижем.
Участников процесса тепло встретил президент Франции Жак Ширак. Французский президент выразил надежду, что начавшиеся переговоры "откроют новую перспективу для установления мира". В настоящий момент "имеется возможность заложить основы урегулирования", - напутствовал Ширак Алиева и Кочаряна.
По азербайджанскому телеканалу Lider выступил американский посол в Баку Рино Харниш, который заявил, что "новая война между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха станет бедствием для всего Кавказа". По мнению американского дипломата, "если переговоры закончатся провалом и вспыхнет новая война из-за Карабаха, человеческих жертв будет намного больше, чем во время войны в 90-е годы, поскольку сейчас стороны лучше вооружены". "Это будет война двух сильных и хорошо вооруженных армий", - отметил посол. Глава американской дипломатической миссии коснулся и экономических потерь. "Новая война будет ударом по развитию азербайджанской экономики", - заявил Харниш.
Столь трезвый и точный прогноз региональной ситуации в случае ее развития по негативному сценарию американская дипломатия делает едва ли не впервые. Этот же прогноз многократно был озвучен множеством аналитиков, в том числе и на сайте Арабески - правда, в связи с предвыборными коллизиями в Азербайджане: фантомы стали бы реальностью, приди к власти в стране оппозиция. Почему же сегодня, когда у власти в Азербайджане по-прежнему алиевский режим, Рино Харниш так беспокоится?
Здесь можно выделить как объективные, так и субъективные причины.
К первым относятся грядущие выборы в Армении. Усталость как политических элит, так и народа Армении от власти Кочаряна, президента и политического деятеля карабахского призыва, возможно, еще не находится на критическом для политической стабильности в стране уровне, но уже вполне очевидна. Если первый президент Армении Левон Тер-Петросян все же ассоциируется с обретением Арменией независимости в 1991 году, то Роберт Кочарян - плоть от плоти Нагорного Карабаха, бывший президент этой непризнанной республики, ставший сначала премьером, а потом президентом Армении (последнее случилось не без помощи весьма странных обстоятельств, как то - расстрела оппозиционных политиков прямо в зале заседаний Национального собрания Армении). Все ближайшее окружение Кочаряна так или иначе связано с Карабахом, а его главная опора - министр национальной безопасности Серж Саркисян - и вовсе легендарный герой карабахской войны. Неудивительно, что иные весьма влиятельные армянские политические группировки стремятся использовать грядущие выборы как шанс если не сместить, то по крайней мере сильно подвинуть карабахцев. Понятно, что карабахская карта будет разыграна и станет едва ли не главной интригой предстоящего политического противостояния в республике. Поскольку оппозиция постарается быть святее Папы и пожелает перещеголять экс-карабахскую, ставшую теперь общеармянской, элиту в патриотизме, Роберту Кочаряну очень трудно будет предъявить весомые доказательства своей решимости довести урегулирование конфликта до логического и, главное, благоприятного для Армении конца. А значит, вероятность обострения карабахской проблемы в 2007 году, в год армянских парламентских выборов, существенно увеличивается. Понятно, что американская администрация торопится успеть до армянских выборов, потому что они могут вновь поставить под сомнение патронаж США над Южным Кавказом, почти безраздельно установившийся после выборов в Азербайджане. Армянское стратегическое партнерство с Россией уже не так серьезно угрожает региональным интересам Америки.
Субъективные причины заключаются в уже сформировавшемся принципе закрепления Америкой своих геополитических завоеваний. Однажды чего-то добившись, США стремятся добиться в кратчайший срок всего остального, для чего пускают в ход все имеющиеся средства. Так, запуск нефтепровода Баку-Джейхан потребовал региональной стабильности. Поначалу постаравшись добиться ее при помощи оранжевой революции в Азербайджане, США вовремя, еще на стадии "азербайджанского Цюриха" поняли, что этот путь ведет в буквальном смысле слова в обратную сторону, и сменили гнев на милость. Дождавшись триумфальной победы Алиева, США принялись что есть сил укреплять и без того монолитный алиевский режим, и слова Харниша, предупреждающие о страшных последствиях войны, обращенные к мифической партии войны, якобы существующей в Азербайджане - лишнее тому подтверждение. Партия войны в Азербайджане существует лишь настолько, насколько Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией, то есть де-юре (в значени гипотетическом). На самом деле именно режим Алиева неоднократно заявлял о приверженности политическим методам урегулирования. Вероятно, слова Харниша обращены к азербайджанскому общественному мнению, а не к азербайджанским политическим элитам. Ведь, согласно последним опросам, около 40% азербайджанцев считают военный путь решения проблемы не только возможным, но и крайне необходимым.
Впрочем, одного Харниша оказалось маловато, и Вашингтон бросил в бой тяжелую артиллерию. По сообщению ИА REGNUM, неназванный представитель Государственного департамента США назвал встречу Алиева и Кочаряна в Рамбуйе самым важным событием в переговорах по Нагорному Карабаху за последние пять лет. Источник полагает, что в 2006 году в поисках путей урегулирования карабахского конфликта, продолжающегося вот уже 18 лет, будет достигнут прорыв. Эти надежды подпитываются активизацией поиска путей урегулирования в последнее время и оптимистичными намеками представителей сторон и посредников, - сообщило ВВС. А представитель занимающейся оценкой риска в конфликтных зонах нью-йоркской консультационной компании Eurasia Group Ян Бреммер заявил: "Из разговоров с людьми из администрации Буша становится ясно, что стороны очень близки к заключению предварительного соглашения. Мне кажется, что рамочное соглашение фактически готово". Согласно Бреммеру, соглашение по вопросу статуса Нагорного Карабаха может стать фундаментом для прорыва.
Американская риторика всегда пропорциональна американской же заинтересованности в благоприятном для Америки исходе дела. Не зря Жак Ширак лишь осторожно намекает на "заложение основ для урегулирования", тогда как чиновник из Вашингтона трубит о скором "прорыве". Похожие фразы звучали из уст Госдепартамента США перед началом и на первом этапе переговоров по палестино-израильскому урегулированию в Кемп-Дэвиде. С того момента, когда Ясир Арафат покинул бунгало и госсекретарю США Мадлен Олбрайт пришлось буквально бежать за ним следом с просьбами вернуться, риторический напор стал ослабевать.
Примечательно, что президент Армении Роберт Кочарян накануне своего визита в Швецию также выступил на тему карабахского урегулирования и не исключил "возможность прорыва" на переговорах в Рамбуйе. Послав привет Вашингтону, в то же время Кочарян предупредил, что от встречи вряд ли стоит ожидать окончательного соглашения. Глава армянского государства также призвал Евросоюз поощрять гармонизацию реформ в странах Южного Кавказа и придание им общего направления. По словам президента, именно таким ему видится практическое использование Европейской политики соседства на Южном Кавказе. В то же время он отметил, что неурегулированные конфликты и разная степень приверженности реформам мешают развитию региона. Президент также напомнил о блокаде Армении со стороны Турции. Вместе с тем, Роберт Кочарян заявил, что Армения не выступает против потенциального членства Турции в ЕС, что может сделать ее более предсказуемой страной.
Само упоминание президентом Кочаряном такого количества дополнительных факторов свидетельствует скорее против, чем в пользу прорыва в Рамбуйе. Не говоря уж о том, что Кочарян апеллирует к Евросоюзу, который является традиционным геополитическим соперником США и просто вынужден занимать несколько более левую позицию, нежели та, которую транслирует Вашингтон. Другое дело, что роль и влияние ЕС и США в регионе несопоставимы.
Вероятнее всего, армянское руководство постарается балансировать на тонкой грани между максимальным использованием карабахского фактора в целях снижения его предвыборной опасности и максимальным же препятствованием быстрому и окончательному решению самого вопроса. Парадоксально, но факт: нерешенная карабахская проблема является угрозой для парламентских выборов в Армении, но решенная карабахская проблема является для них едва ли не большей угрозой. Ибо о решении этого вопроса в рамках международного права в пользу Армении, т.е. о придании существующему положению юридического статуса не может быть и речи, а любое другое решение вызовет волну политических потрясений в республике. Кочарян стоит перед сложнейшей дилеммой: он должен войти в историю как президент, который решил карабахскую проблему, но он практически не может этого сделать. Оставить же решение проблемы следующим поколениям ему не позволяет объективная геополитическая ситуация: на Армению давит уже далеко не только Баку, Карабах перестал быть локальной проблемой, и возможности для маневра, а главное, времени у армянского руководства почти не остается.
Прогнозы - дело неблагодарное, тем паче когда речь идет о столь сложном прогнозе, как прогноз переговоров в Рамбуйе. Ограничимся посему лишь самым краткосрочным прогнозом: по завершении переговоров можно будет различить в лучшем случае лишь контуры будущего соглашения. Эти контуры будут совпадать с политической диспозицией: Азербайджан, поддерживаемый США, предъявит неопровержимые аргументы, участие Карабаха в качестве третьей стороны будет отвергнуто исходя из норм международного права, Армения займется поиском новых средств оттягивания окончательного решения. Вода будет точить камень, при том, что Россия, существенно ослабленная в геополитическом отношении на Южнокавказском направлении, не сможет достаточно жестко заявить свою позицию. Иранский фактор будет требовать от США все более активного вмешательства в процесс карабахского урегулирования. Финал станет более различимым. Остается одно "но": как бы американцы не слишком торопились. Борьба с Ираном и стремление решить карабахский вопрос в южнокавказском геополитическом контексте - два разнонаправленных и взаимоисключающих процесса. Если Вашингтон продолжит практику применения ко всему одной и той же схемы, ничего хорошего из этого не выйдет.
|