GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Сапармурад Атаевич Клейнмихель
Автор: Дмитрий Верхотуров
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/column/162417/
Сапармурад Атаевич Клейнмихель

Туркменбаши строит железную дорогу

Давно пора посмотреть на Туркменистан с необычной для нас точки зрения, не как на некую «восточную деспотию», а как на государство, которое также ведет политику экономического развития. Туркменбаши занимался этим делом с первого дня своего правления в Туркменистане, в меру своего понимания целей и задач, и к сегодняшнему дню у него есть определенные достижения.

Люди, пишущие о Туркменистане в России, сплошь и рядом не представляют себе условий этой страны. Туркменистан только на карте выглядит большим, а на деле основная часть его территории занята песками и пустынями, практически не пригодными для жизни. Вся обжитая часть Туркменистана — это узкая полоска между горами Копет-Дага и песками, шириной в 45-50 километров, которая тянется от границы с Афганистаном, вдоль иранской границы и до Каспийского моря. Учитывая также жаркий климат и большие трудности с водой, особо благоприятными условия для развития не назовешь.

Однако туркменское правительство развивает железнодорожный транспорт. По плану экономического развития, разработанному еще в начале 90-х годов, Туркменистан собирался построить около 2 тысяч километров железных дорог, но активное строительство началось с 1996 года, с модернизации Ашхабадского локомотивного депо и строительства в Ашхабаде завода по выпуску рельсошпальной решетки. В том же году началось строительство первой линии Саджи-Сарахса-Мешхед, в Иран. Теперь это один из важнейших железнодорожных погранпереходов, способный пропускать до 3 млн. тонн грузов в год.

В 2003 году управление Туркменской железной дороги было преобразовано в Министерство железных дорог Туркменистана, с образованием юридического лица, что придало новый импульс строительству. Туркменистан стал строить дорогу Ашгабад-Каракумы-Дашогуз, которая пересекает Каракумскую пустыню, точно на север страны. Дорога строилась двумя участками: южным – от Ашгабада, и северным — от Дашогуза. 8 февраля 2006 года на 440-м километре состоялась стыковка двух участков, а открытие магистрали намечено на 19 февраля, а День государственного флага Туркменистана.

Туркменистан сделал то, на что не решились в свое время в Советском Союзе: проложил железную дорогу кратчайшим маршрутом через Каракумы. Эта дорога, вместе с магистралью Саджи-Мешхед, дает странам Средней Азии самый короткий выход в Иран, к портам Персидского залива. Расстояние по железной дороге от Дашогуза до Ашгабада сократилось на 700 километров, и поезд будет идти всего 12 часов.

Сейчас дорога, конечно, не готова к пропуску большого грузопотока. Она строилась быстро, в расчете на пуск рабочего движения, и впоследствии будет достраиваться до состояния, когда по ней пойдут грузовые составы. Но главное уже сделано, дорога существует. Вдоль нее проложена линия оптоволоконной связи, газопровод, водопровод, а также рядом построена новая, современная автодорога. Туркменистан построил комбинированный инфраструктурный комплекс через Каракумскую пустыню.

С тем же успехом можно сказать, что Туркменистан развивает гостиничный бизнес. Построенные турецкими строителями пятизвездочные комплексы стоят в Каракумской пустыне, сверкая на солнце фальшь-золотом, - совершенно пустые, необитаемые. Никто не хочет отдыхать под солнцем, путь которому указывает Туркменбаши. Вряд ли эти отели предназначены для туркменского среднего класса, который, не имея по милости Отца Всех Туркмен возможности выезжать за границу (в последнее время этого права фактически лишились даже государственные министры), будет проводить свой отпуск на родной земле. Не до жиру, быть бы живу. Согласно докладу Европейской обсерватории по вопросам здравоохранения, в республике - эпидемия чумы, которая скрывается официальными властями. В ситуации, когда стационары в сельской местности указом Туркменбаши отменены и больницы есть только в паре-тройке крупных городов, это является реальной угрозой популяции туркмен. Уровень потребления инъекционных наркотиков в тюрьмах Туркмении близок к стопроцентному. На фоне всего этого развитие железнодорожной сети, осуществляемое ударными темпами, превращает Туркменистан в игрушку для взрослого ребенка: вот гостиницы, дома, вот труба, вот людишки, поезда ездят туда-сюда, ту-ту-ту, промышленность развивается, скачут скакуны и Рухнама величественно вращается по околоземной орбите.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.