GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Воронин отодвинут
Автор: Вадим Солохин
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/opinions/158000/
Воронин отодвинут

Проблему Приднестровья решат Украина и Россия

Наиболее значительными событиями вокруг Приднестровья, произошедшими в конце 2005 года стали совместное заявление президентов России и Украины по поводу приднестровского урегулирования, а также прошедший сразу после обнародования указанного заявления очередной раунд переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в формате “5+2”, состоявшийся 15-16 декабря. Как первое, так и второе событие вызвали значительный резонанс, как в Молдове, так и в заинтересованных кругах в России. Самое примечательное то, что и там, и там главной реакцией было замешательство.

В России, где тема Приднестровья уже давно “монополизирована” рядом политиков и экспертов “патриотического” толка, “сухой остаток” всех комментариев – “Россия сдала Приднестровье”. В Молдове – явная растерянность после принятия итогового протокола очередной встречи в формате “5+2”. Глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл также ушел от комментариев. Почему? Давайте рассмотрим факты.

Начнем с совместного заявления Путина и Ющенко по приднестровской проблеме. Вот основные пункты этого документа:

1. "Урегулирование приднестровской проблемы будет осуществляться путем определения и законодательного закрепления особого правового статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова".

2. Российская Федерация и Украина будут способствовать “достижению всеобъемлющего и окончательного урегулирования исключительно мирными политическими средствами путем переговоров Республики Молдова и Приднестровья".

3. "Российская Федерация рассматривает украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает существенными последние российские наработки, подготовленные в их развитие".

4. Стороны “подтверждают свою … готовность оказать максимальное содействие многонациональному народу Республики Молдова в становлении демократического, правового и нейтрального государства, основанного на принципах единства территории и построения государственной власти”. При этом “ устойчивость согласованной модели урегулирования должна быть надежно обеспечена комплексной системой гарантий".

5. “Придается большое значение созданию условий для проведения транспарентных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии международного сообщества. Важным шагом в контексте украинской инициативы может стать учреждение Международной оценочной миссии под эгидой ОБСЕ для анализа ситуации и выработки соответствующих рекомендаций".

6. "Отмечая стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, они исходят из целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования".

Вот он, итог. Украина фактически признала Приднестровье полноправной стороной переговоров. Украина согласилась рассматривать российские предложения по урегулированию конфликта. Украина признала, что молдавский народ является многонациональным, а, следовательно, надо обеспечивать права национальных меньшинств. Одновременно стороны решили оказать содействие молдавскому народу в построении демократического правового государства. (Привет Воронину!) Вместо всяких там “международных избирательных комиссий” стороны согласились на создание всего лишь Международной оценочной миссии “для анализа ситуации и выработки соответствующих рекомендаций”, что согласитесь не одно и тоже. Преобразовать миротворческую операцию в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ предполагается по итогам приднестровского урегулирования. Такие положения сдачей не называют. Конечно, если считать, что Россия должна просто признать независимость Приднестровья, то вопросов нет. Но международная ситуация такова, что Россия в таком случае тотчас же могла бы быть признана “агрессором”. Войны бы никто не начал, но последствия могли бы быть весьма существенными. Дипломатия, как известно, есть искусство возможного. В нынешних условиях российская дипломатия выглядела достойно.

Еще в мае, когда заварилась каша с “планом Ющенко”, автор этих строк отмечал наличие в нем “игровой” составляющей. План был составлен таким образом, что давал возможность активной стороне трактовать многие его положения в выгодном для себя ключе. В то момент активной стороной оказалась Молдова. Быстро приняв соответствующее постановление парламента, а затем закон “Об основных положениях правового статуса населенных пунктов Транснистрии” и постановления о социальных гарантиях населению Приднестровья, молдавская сторона активно делала вид, что стремится к справедливому решению конфликта на Днестре. На самом деле молдавские инициативы были сундуком с двойным дном - в красивой обертке обещаний отсутствовали реальные механизмы соблюдения интересов населения и элиты Приднестровья. При этом достаточно разумные, но плохо оформленные с точки зрения их подачи, российские предложения с порога отметались Кишиневом. На деле власти Молдовы рассчитывали на то, что они с помощью Украины, ОБСЕ, ЕС и США смогут свергнуть “сепаратистский режим” и силой восстановить единство Молдовы, продиктовав “побежденным” свои условия.

Совместное заявление двух президентов в корне изменило ситуацию. “План Ющенко” получил новое толкование от лица инициатора – Украины, а также России. Большая часть принципиальных вопросов, от которых Кишинев презрительно отмахивался, оказалась актуализирована. В тоже время главные “хотелки” молдавского руководства отныне либо весьма ограничены (выборы под международным контролем), либо отодвинуты на период "после завершения конфликта" (интернационализация миротворческого контингента). Налицо также изменение позиции России в переговорном процессе с пассивной роли на активную.

В этих условиях переговоры по урегулированию конфликта прошли также в достаточно позитивном ключе. Те вопросы, которые хотела поставить молдавская делегация, оказались неактуальными. Вот их итог:

1. Миссия ОБСЕ в Молдове взяла на себя обязательство разработать "проект Мандата деятельности Международной оценочной миссии ОБСЕ в Приднестровье для анализа ситуации и выработки рекомендаций по проведению свободных демократических выборов". Представит она эти предложения на следующей встрече, а обсуждать и корректировать их будут еще месяца три как минимум.

2. Участники обратились к Действующему председателю ОБСЕ с просьбой направить как можно скорее миссию для проведения мониторинга предприятий военно-промышленного комплекса Приднестровья. При этом участие Молдовы в данной миссии не предусматривается.

3. Участники встречи обратили внимание на необходимость нормализации ситуации в Зоне безопасности.

На рассмотрении этого вопроса настаивали представители Приднестровья. Решение опять будет более или менее компромиссным, а Молдова рассчитывала на безусловную поддержку своей позиции по Дороцкому.

Самый лучший показатель успешности российской дипломатии это реакция Молдовы. А здесь, как указывалось выше, полная растерянность. А нашим записным “патриотам” следует все таки отличать свои фантазии от, увы, суровой реальности.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.