GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Приднестровский шериф
Автор: Вадим Солохин
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/column/137990/
Приднестровский шериф

На кого ставит Владимир Воронин?

Возобновившиеся 27-28 октября 2005 г. после более чем годичного перерыва переговоры по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта по оценке самих же участников дали весьма скромные результаты. Стороны решили начать консультации по вопросу учреждения международной миссии по оценке ситуации в Приднестровье для проведения впоследствии демократических выборов. Кроме того, на переговорах достигнута договоренность, касающаяся мониторинга военно-промышленного комплекса приднестровского региона. Согласно протоколу, посредники и наблюдатели также предложили сторонам до 1 декабря 2005 г. произвести обмен информацией о воинских частях и вооружении Молдовы и Приднестровья.

Следующий раунд переговоров в том же формате "5+2” был назначен на 15 и 16 декабря 2005 г. в Тирасполе и Кишиневе. А с 1 декабря начнет работать миссия Европейского союза по наблюдению за приднестровским участком молдавско-украинской границы. В регион будут направлены около 50 наблюдателей.

Вопрос статуса Приднестровья, по словам участников переговоров, не рассматривался. Представители ЕС и США также не выступали с заявлениями, предлагающими свое решение данного вопроса, а также не комментировали имеющиеся варианты. В общем, полное затишье. Шумиха вокруг заявлений представителя Украины на переговорах Дмитрия Ткача о возможном присоединении Приднестровья к Украине, вероятнее всего, является следствием некорректного цитирования. Ткач рассказывал о гарантиях выхода Приднестровья из состава Молдовы в случае вхождения последней в состав Румынии, а журналисты с одной из сторон сделали из этого информационный повод.

Однако отдельно, вне рамок переговорного процесса, был поднят вопрос, который на сегодняшний день является главным – о предстоящих в декабре выборах в Верховный Совет ПМР. Действительно. Как только мы впишем это событие в контекст переговоров, то картина сразу приобретает динамику. Дню голосования, назначенному на 11 декабря, предшествует начало пограничного мониторинга, а следующий раунд переговоров состоится к моменту подведения его итогов. Случайное совпадение такого рода событий, учитывая ситуацию в регионе, маловероятно. А тут еще 29 октября в Кишиневе президент Республики Молдова Воронин заявил, что он не готов вести переговоры с нынешним руководством Приднестровской Молдавской Республики. А вот “с новым руководством я всегда буду готов сесть за стол переговоров", - отметил президент Молдавии. При этом он сообщил, что наиболее перспективной кандидатурой в переговорах с Республикой Молдова может стать вице-спикер парламента Приднестровья Евгений Шевчук. Насколько обоснованы надежды молдавского лидера?

Шевчук является лидером партии “Обновление”. Само название партии говорит о том, что политики, объединенные под ее флагом, своей целью имеют обновление политической элиты Приднестровья. Именно между “Обновлением” и пропрезидентским движением “Республика” развернется основная борьба на выборах. Многие эксперты увязывают “Обновление” с влиятельной приднестровской фирмой “Шериф”.

По информации агентства REGNUM, фирма “Шериф” является крупнейшей частной корпорацией Приднестровья, занимающейся практически всеми видами торговой и производственной деятельности. Фирма является полным монополистом в области телефонной связи в ПМР (проводной и мобильной) единственным в республике интернет-провайдером, почти полным монополистом в торговле нефтепродуктами (по разным оценкам - до 90% рынка нефтепродуктов), крупнейшим владельцем сети розничной торговли промышленными и продовольственными товарами, стройматериалами (порядка 70-75% рынка). “Шериф” владеет кабельной и эфирной телевещательной сетью и тем самым контролирует до 90% телеприемников в стране. Имеет собственный телеканал ТСВ (Телевидение Свободного Выбора) и радиостанцию. Владеет крупнейшим спортивным комплексом “Шериф” и одноименным футбольным клубом. Генеральным директором “Шерифа” является бывший следователь МВД ПМР И.М. Казмалы. На сегодняшний день он выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета ПМР.

Известно, что фирма “Шериф” понесла большие потери от экономической блокады, введенной Молдавией в августе 2004 года. По сведениям Государственной пограничной службы Украины, около 95% грузов, ежегодно задерживаемых украинскими пограничниками на приднестровском участке украинско-молдавской госграницы, составляют товары народного потребления со складов, торговых баз и супермаркетов “Шерифа”. На основании принятого в августе 2005 года кабинетом министров Молдавии постановления “Об регулировании грузопотоков, являющихся предметом внешнеторговой деятельности Приднестровья” Молдавия восстановила систему временной регистрации в республике экономических агентов Приднестровья. Они смогли получить бесплатно лицензию и другие документы, дающие право на экспортно-импортную деятельность. Однако срок действия данной лицензии ограничен 6 месяцами и истекает в феврале 2006 года. Так что “Шерифу” есть о чем беспокоиться.

В нынешнем созыве Верховного Совета ПМР “Обновление” контролирует 17 депутатов из 43. За последние полгода известны три крупных инициативы этой фракции: конституционная реформа, законодательная инициатива о реорганизации государственного телевидения ПМР в Общественное телевидение, разработанная лично вице-спикером Шевчуком, а также компания по увольнению министра юстиции Приднестровья Балалы. Рассмотрим их внимательнее.

В новой редакции Конституции за Верховным Советом, помимо части функций Конституционного суда, закреплялось преимущественное право формировать руководство высших судебных органов власти страны, а также отстранять от должности чиновника любого ранга. Фактически Верховный Совет получал возможность в любой момент отправить в отставку весь кабинет министров, независимо от того, согласен ли с этим Президент ПМР. 18 мая 2005 года, 34 из 43 депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (ВС ПМР) одобрили в первом чтении поправки в Конституцию Приднестровья. Несмотря на то, что исполнительной власти удалось остановить процесс принятия данных поправок, вопрос отнюдь не закрыт. Законодательная инициатива не отозвана и может быть реализована Верховным Советом нового созыва. В случае же принятия конституционных поправок Верховный Совет получит в свои руки реальную власть, а, следовательно, именно его представители станут стороной, представляющей Приднестровье на переговорах.

Комментируя конституционную инициативу “Обновления", британская газета “Гардиан" провела прямую параллель между реформой группы Шевчука и цветными переворотами в СНГ. А депутат Верховного Совета ПМР Радченко в интервью корреспонденту британской газеты сравнил президента ПМР Смирнова с Саддамом Хусейном. Как говорится, комментарии излишни.

Преобразование государственного телевидения ПМР в общественное предполагало, что реорганизованное телевидение должно было работать без вмешательства со стороны органов власти: Правительства, Верховного Совета, Президента, политических партий, любых других групп интересов. Во главе общественного телевидения предполагалось поставить некий “общественный совет”. Таким образом, телевидение фактически повторялась схема Березовского, примененная им в стародавение времена к  ОРТ, - с той разницей, что в ПМР государственный канал единственный. Следовательно, государственная власть лишалась информационного сопровождения своей деятельности.

Формально поводом для требования отставки Министра юстиции ПМР Балалы стал отчет парламентской комиссии по контролю за исполнением законодательных актов о проведении приватизации и по оценке эффективности приватизации в Приднестровье. Комиссия, работавшая около двух месяцев под руководством  Шевчука, выявила ряд нарушений и несоответствий законодательству, что, по мнению депутатов, значительно снизило эффективность приватизации. К Балале депутаты предъявили и претензии в нарушении порядка расходования государственных денежных средств: часть доходов от приватизации МГРЭС - по сведениям комиссии, порядка 100 тыс. долларов - были направлены на нужды министерства юстиции в обход госбюджета.

Однако впоследствии выяснилось, что у организаторов кампании по увольнению Министра юстиции имеются политические причины. В. Балала был обвинен депутатами “Обновления” в срыве попыток нормализации отношений между ПМР и Республикой Молдова. Шевчук обвинил министра в том, что он лично перевел под юрисдикцию Приднестровья, проходящую по ее территории железную дорогу (ранее управлявшуюся из Молдовы), а также потребовал регистрации румынских школ, что послужило поводом к т.н. “школьной войне”. Кроме того, Балале вменялись в вину его неуступчивость во время работы Совместной Конституционной Комиссии и инициатива издания (на сегодняшний день отмененного) Указа Президента ПМР, выводившего из оборота в Приднестровье молдавские паспорта.

В отличие от первых двух инициатив, кампания фракции “Обновление” против Министра юстиции окончилась его отставкой.

Из приведенных выше фактов следует, что надежды молдавского президента на то, что Евгений Шевчук станет “более перспективной” кандидатурой в качестве стороны в переговорах для Республики Молдова являются небезосновательными.

Во-первых, экономический субъект, стоящий за “Обновлением” - фирма “Шериф”, весьма уязвим со стороны Кишинева. Если в феврале 2006 года, Молдова вновь отзовет лицензии и лишит приднестровские фирмы прав на экспортно-импортную деятельность, то в условиях международного мониторинга границы, “Шериф”, в силу его монопольного положения на рынках Приднестровья, очень быстро окажется на грани разорения. Вводя мониторинг с 1 декабря и выставив своеобразный “флажок” в виде шестимесячной лицензии Кишинев недвусмысленно показывает “Шерифу", каких он ждет от него действий.

Во-вторых, надо отметить, что все вышеперечисленные политические инициативы “Обновления” сводились к попыткам оттеснения от власти “старой”, “непримиримой” политической элиты Приднестровья или удалению из нее наиболее активных фигур. Все эти инициативы пришлись на май-октябрь 2005 г., то есть на момент, наибольшего давления Приднестровье со стороны руководства Молдовы. Таким образом, объективно “Обновление” действовало заодно с Кишиневом. При этом неважно, был ли это сознательный коллаборационизм или его лидеры просто решили воспользоваться моментом для реализации своей попытки перераспределения власти.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.