GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Парламент в кармане
Автор: Вадим Солохин
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/opinions/135672/
Парламент в кармане

Ющенко и Воронин готовят в Приднестровье переворот

Как уже сообщалось ранее, 26 и 27 сентября в Одессе пройдет встреча политических представителей Кишинева и Тирасполя с участием представителей стран-гарантов России и Украины, а также ОБСЕ. На ней запланированы к обсуждению вопросы возобновления переговорного процесса, проведения демократических выборов в Приднестровье, вопросы демократизации, мониторинга предприятий военно-промышленного комплекса ПМР и мониторинга молдавско-украинской границы.

21 сентября в Киев спешно прибыл президент Республики Молдова Владимир Воронин. На состоявшейся встрече с президентом Виктором Ющенко было составлено и направлено в адрес действующего председателя ОБСЕ Дмитрия Рупеля совместное письмо президентов Украины и Молдовы с просьбой предпринять соответствующие шаги в направлении создания Международной избирательной комиссии для проведения демократических выборов в Приднестровье в соответствии со стандартами ОБСЕ.

Теперь ясно, что главным вопросом станут выборы. Напомним, что 11 декабря 2005 года, согласно Конституции и законодательству ПМР, в Приднестровье должны пройти выборы депутатов Верховного Совета. В этих условиях совместное требование Молдовы и Украины создать так называемую международную избирательную комиссию - не что иное как  неприкрытая попытка ликвидировать институт выборов в Приднестровье вообще и тем самым лишить легитимности Верховный Совет.

Ничего, кроме недоумения, инициатива Ющенко и Воронина на первый взгляд не вызывает. Каким образом эта международная избирательная комиссия будет формироваться? Если по квотному принципу от государств-гарантов (а может быть, еще и с участием ЕС и США), то ясно, что большинство голосов в такой Комиссии будет у Молдовы и ее сторонников. Соответствующими будут и ее решения.

Зададим второй вопрос. Каковы будут полномочия данной комиссии? Как правило, основными полномочиями избирательной комиссии являются: составление списков избирателей; регистрация кандидатов; наблюдение в процессе выборов за исполнением избирательного законодательства; подведение итогов выборов.

Из второго автоматически вытекает третий и последующие  вопросы. За соблюдением избирательного законодательства какой страны будет наблюдать международная избирательная комиссия? Кто попадет в списки избирателей? Кто сможет зарегистрироваться кандидатом? Только граждане Молдовы?  Но срок подтверждения гражданства известен: до  31 декабря 2005 года. Непонятно, как в этой ситуации смогут стать избирателями или кандидатами граждане России, коих почти 100 тысяч. И уж совсем неясно, как быть с гражданством ПМР.

Не менее интересно, кто сможет выдвигать кандидатов в депутаты, какие общественные организации. Владимир Воронин давно прилагает усилия, чтобы политические партии Молдовы смогли принять участие в выборах в Приднестровье. Вероятно, теперь он этого добьется.

Исходя из ответа на первый вопрос, можно считать все остальные риторическими. Кроме одного: каким образом будут подводиться итоги выборов и сколько туров будет назначено в округах: два, три или больше? Видимо, столько, сколько нужно. Не говоря уж про такие мелочи, как нарезка избирательных округов и т.п.

Понятно, что создание международной избирательной комиссии делает выборы практически невозможными как минимум до лета 2006 года. Но кто же тогда будет осуществлять функции представительной власти в Приднестровье? Старые депутаты ведь уже лишатся своих мандатов. А если они пойдут на продление срока своих полномочий, то автоматически попадут в зависимость от тех, кто будет гарантировать им свою поддержку. Так было в Москве в 1995 году, когда Мосгордума продлила собственные полномочия на два года. Тогда всем стало ясно, что она является “карманным парламентом” мэрии. Таковой она остается и поныне. В чьем кармане окажется Верховный Совет Приднестровья?

Надо еще учесть, что отмена выборов в последний момент отнюдь не будет способствовать политической стабильности. Ведь выборы - это частичная ротация политической элиты. Серьезные кандидаты готовятся к этому моменту долго, в течение года или больше. Вкладывают средства, вербуют сторонников, дают обещания избирателям, те в свою очередь чего-то ждут и т.п. В Приднестровье нам готовят изменение правил игры. Куда и как прикажете выплескивать недовольство?

Получается, что предложения Владимира Воронина и Виктора Ющенко о создании международной избирательной комиссии направлены не на решение приднестровского конфликта мирным способом, а на подготовку переворота. Расчет простой, вариантов два. Первый: нынешние депутаты Верховного Совета сдадутся, примут молдавские правила игры и попадут в полную зависимость от Кишинева. Тогда можно будет смело диктовать условия капитуляции, все равно уже деваться им будет не куда. Второй: можно будет организовать волнения снизу, этакий небольшой майдан. И на волне общественного недовольства избавиться от  Игоря Смирнова и его Верховного Совета. Положение действительно тяжелое. Однако если не паниковать, а умело маневрировать можно выйти и из него.

Во-первых, одни выборы нисколько не исключают другие. Никто не мешает избрать в декабре Верховный Совет ПМР нового созыва и начать готовиться к новым досрочным выборам под патронажем все той же международной избирательной комиссии. Если при этом необходимо будет внести соответствующие поправки в законодательство ПМР о выборах, то решения обновленного парламента Приднестровья будут обладать большей легитимностью, а значит, вызовут меньше сопротивления.

Во-вторых, до этих выборов необходимо подготовить международно-правовую базу для работы этой самой комиссии на территории Приднестровья. Имеются страны-гаранты мирного процесса, следовательно, необходимо заключить соответствующее международное соглашение, которое должно дать ответ на все те вопросы, касающиеся формирования и деятельности указанной Комиссии, которые были обозначены выше. Разработать детальную процедуру ее деятельности.

Именно такими должны быть решения, если мы хотим действовать строго в демократических рамках. А то, что предлагают сегодня два президента, - это путь к хаосу. Но если господам Владимиру Воронину и Виктору Ющенко действительно нужен хаос, то нужен ли он Европе?

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о контексте прошедших и предстоящих событий. Возьму на себя смелость утверждать, что позиция нынешнего президента Украины во время его встречи с президентом Молдовы 21 сентября была бы значительно более взвешенной и осторожной, если бы он не был уверен в том, что на следующий день Верховная рада проголосует за кандидатуру Юрия Еханурова на пост премьер-министра.

Политический “кульбит” якобы “пророссийской” Партии регионов должен положить конец иллюзиям о том, что на Украине существуют серьезные политические силы, имеющие общие интересы с российскими и стремящиеся установить с Россией взаимовыгодное партнерство. Если политики, заявлявшие об общих интересах, с легкостью продают их за законы “Об амнистии” и “О гарантиях прав собственности”, то это не политики, а двойные и тройные агенты. Надеяться на их надежность невозможно. В этой ситуации на фоне Виктора Януковича Юлия Тимошенко смотрится политическим бойцом, как минимум достойным уважения. А пока Россия будет продолжать делать ставку на “паленую агентуру”, которая может только “осваивать бюджет” и предавать, она регулярно будет терпеть позорные поражения.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.