GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Отставка Тимошенко как шанс для России
Автор: Вадим Солохин
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/comments/134149/
Отставка Тимошенко как шанс для России

Как остановить уничтожение молдавской нации

Двойная отставка Председателя Кабинета министров Украины Тимошенко и секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Порошенко в контексте надвигающихся и судьбоносных, в свете предстоящей конституционной реформы, выборов в Верховную Раду весьма вероятно месяцев на восемь исключит Украину из числа активных участников переговорного процесса по Приднестровью.

Ведь до тех пор, пока не определено внутреннее соотношение сил, трудно сформулировать и внятную внешнюю политику. Это обстоятельство неизбежно приведет к замедлению процесса “реализации” “плана Ющенко”, который на самом деле является скорее “планом Порошенко”, и откроет возможность по-новому истолковать его отдельные положения.

Правда, существует опасность, что нынешний Президент Украины решит эту проблему достаточно традиционным образом – постарается разменять большую свободу рук в кадровых вопросах на усиление проевропейского вектора во внешней политике. И судя по реакции советников Ющенко Б. Немцова и А. Осулнда на отставку кабинета Тимошенко, это весьма вероятно. Тогда мы станем свидетелями продвижения очередной “цветной” революции в Приднестровье и совместных действий Молдовы, Украины и ЕС по демонтажу ПМР.

Однако все равно возникнет небольшая (недели в 2 – 3) пауза, которой могла бы воспользоваться Россия для выдвижения встречных инициатив в рамках украинского плана по урегулированию приднестровской проблемы.

В чем может быть суть данных предложений? Во-первых, Россия должна высказаться за продолжение дальнейших усилий по решению приднестровской проблемы и признать, что “план Ющенко” создал условия для выведения из тупика переговорного процесса и не позволил развиться новому витку конфликта, что было весьма возможно из-за непримиримой позиции молдавской стороны.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что “план Ющенко” является в первую очередь политическим документом, который не мог учесть таких проблем, как наличие в Молдове своей системы законодательства, в рамках которой реализация отдельных положений данного плана не представляется возможной.  В первую очередь это касается статуса Приднестровья и гарантий, предусмотренных “планом Ющенко”. Соответственно реализация отдельных частей данного плана может быть всегда поставлена под вопрос судебной системой Республики Молдова. Это относится также и к последним инициативам Президента Молдовы относительно гарантий населению Приднестровья. Поэтому существует выбор: либо идти на сознательный обман партнеров по переговорам, зная, что обязательства одной стороны будут аннулированы, либо вносить в план корректировки, способствующие его реальной реализации.

В соответствии с этим основные положения “плана Ющенко” должны быть закреплены в первую очередь в Конституции Республики Молдова, через принятие соответствующего конституционного закона. Данный закон в обязательном порядке должен внести в Конституцию изменения, предусматривающие: сохранение территориальной целостности Приднестровья в качестве автономной республики в составе Молдовы; подтвердить право собственности Приднестровья на природные ресурсы и промышленные предприятия; предусмотреть создание собственной бюджетно-финансовой системы будущей автономной республики; закрепить официальный статус русского и украинского языков на территории Молдовы. Соответствующие отрасли законодательства Республики Молдова должны быть приведены в соответствии с данными положениями.

Не решив эти вопросы на конституционном уровне, невозможно обеспечить основные права и свободы будущих граждан единой Молдовы независимо от их национальной принадлежности и места жительства.

Однако Россия ведет себя так, как будто боится снова быть обвиненной в империализме. Скорее наоборот - именно федерализация Молдовы, и максимальная демократизация ее национальной и языковой политики являются шансом для сохранения самой молдавской нации именно как молдавской, а не румынской. И вот почему.

Как известно нация может строиться либо на этнической, либо на политической основе. При построении нации на этнической основе главным является этнический компонент и язык как одна из его составляющих, позволяющих отделить “своих” от “чужих”.

При построении нации на политической основе главное – это признание гражданами, вне зависимости от их национальности, общности судьбы, выражающейся в лояльности к политическим институтам государства. Язык здесь играет скорее роль инструмента общения. Как, например, английский язык в Индии.

На территории бывшего СССР только два государства проводят политику национального строительства на политической основе – это Россия и Белоруссия. Все остальные бывшие советские республики пошли по пути строительства этнического государства.

Но современная Молдова пошла еще дальше. Молдавские элиты решили, что нет даже молдавского этноса, а есть румыны, которые почему-то забыли, кто они есть и стали называться молдаванами. Таким образом, молдавское государство не является инструментом создания молдавской нации. Наоборот, оно является инструментом уничтожения молдавской нации. Это и есть главная суть политики кишиневской элиты за последние 15 лет.

Именно против такой политики восстали в сентябре 1990 года те молдаване, которые поддержали создание ПМР и потом сражались плечом к плечу с русскими и украинцам в отрядах самообороны. Именно поэтому Приднестровье сумело избежать этнического раскола за все 15 лет своего существования. Приднестровье олицетворяет собой альтернативный проект создания единой молдавской политической нации, включающей в себя все этносы, проживающие на территории современной Молдовы. И именно это является причиной ненависти к ней кишиневской элиты.

России нечего стыдиться, поддерживая Приднестровье.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.