GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Мы, Александр Григорьевич, Царь Польский...
Автор: Иван Сухий
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/column/133817/
Мы, Александр Григорьевич, Царь Польский...

Президент Белоруссии напрашивается на интифаду

Конфликт между Белоруссией и Польшей достиг невиданного накала. Страны взаимно выслали по 3 дипломата, в Варшаве всё громче раздаются требования разрыва дипотношений с Минском. Уже принято решение об отзыве из Минска польского посла. У белорусского посольства в Варшаве проходят демонстрации протеста. По поводу конфликта уже высказались все руководители польского государства. В свою очередь белорусский лидер обвиняет польские власти и польских эмиссаров в выполнении американского заказа по его свержению с помощью очередной «цветной революции».

В центре конфликта – Союз Поляков Белоруссии (СПБ), насчитывающий (по его данным) около 20 тысяч членов, – крупнейшая общественная организация республики. В марте на очередном VI съезде лидером СПБ была избрана Анжелика Борис, чья кандидатура не устраивает власть. Министерство юстиции признало сам съезд и его результаты нелегитимными. Один из сотрудников посольства Польши в Минске был обвинён белорусскими властями во вмешательстве в работу этой общественной организации. Польские власти в ответ обвинили официальный Минск  в давлении на членов СПБ. Белоруссия обвинила польских дипломатов в шпионаже. В результате каждая из сторон выслала со своей территории по три дипломата. Кроме того, белорусские власти также по обвинению в шпионаже закрыли минское отделение зарегистрированного в Варшаве европейского фонда «Диалог», который занимался налаживанием контактов между учёными Белоруссии и Польши.

Что же касается СПБ, то фактически у него сейчас есть два руководства. Признанное белорусскими властями возглавляет Тадуеш Кручковский, избранное на съезде в марте — Анжелика Борис. На днях на заседании правления гродненской городской организации Союза поляков Анжелика Борис (а с ней и еще семь человек) была исключена из СПБ с формулировкой "за стремление политизировать организацию". Кроме того, в ночь на 28 июля сотрудники ОМОН и легитимное по версии Минюста руководство СПБ во главе с Тадеушем Кручковским заняли здание Союза поляков в Гродно. Находившиеся там Анжелика Борис, ее сторонники и журналисты были задержаны и доставлены в отделение милиции, однако, вскоре отпущены. 27 июля в городе Щучин Главная рада СПБ приняла решение повторно провести VI съезд организации 27 августа в городе Волковыск. Ожидается, что он узаконит лояльное белорусской власти руководство организации.

Поляков в Белоруссии – 400 тысяч, чуть более 4% населения. Совершенно очевидно, что в поисках потенциальной «пятой колонны», которая в 2006 году могла бы сыграть роль Западной Украины 2004 года, Александр Лукашенко не мог пройти мимо белорусских поляков. Тем более, что официальная Варшава не скрывает своего намерения самым активным образом способствовать «установлению демократии» в Белоруссии. Кроме польского меньшинства в Белоруссии нет других сплоченных этнических или социальных групп, которые можно было бы использовать в качестве социальной базы и одновременно «запала» для запуска «оранжевой революции». На Украине в этом качестве успешно были использованы националисты-«западэнцы». В этом смысле действиям белорусских властей не откажешь в логике: они пытаются заблаговременно обезвредить и поставить под контроль самую опасную социально-этническую группу, обладающую самой мощной организацией и поддержкой соседнего этнически родственного ей государства. Однако, есть ощущение что лукашенковские профилактические меры могут привести к эффекту обратному ожидаемому.

Нет сомнения, что польские эмиссары оказывали влияние на ситуацию в Белоруссии и через Союз поляков, и через другие общественные организации. Такое влияние абсолютно вписывается в нынешние амбиции польской политической элиты и государства – стать главным «проводником демократии» на Евровостоке и самым доверенным (после Великобритании) европейским союзником США. Вполне возможно, что польские спецслужбы занимались сбором оборонной информации в соседней стране - как под крышей посольства, так и под крышей гуманитарного фонда. При этом все наблюдатели отмечают, что до марта нынешнего года, Польша в отношении Белоруссии и Лукашенко вела себя весьма сдержанно и аккуратно. Варшава занимала позицию конструктивного сотрудничества с Минском и лично с белорусским лидером. Что именно произошло на мартовском съезде Союза поляков, и чем так опасна для Лукашенко Анжелика Борис, не совсем понятно. Никаких убийственных доказательств подготовки «оранжевой революции» предъявлено не было. Всё происходящее с марта месяца выглядит как профилактическая зачистка и профилактическое же свёртывание отношений с Польшей. Понятно, что Лукашенко не очень заботит ярлык «притеснителя польского национального меньшинства», который ему обязательно навесят вдобавок ко всем уже навешенным на него ярлыкам. Но не создаёт ли он своими руками ту самую «пятую колонну», которой так опасается?

Кроме 400 тысяч этнических поляков, в Белоруссии, преимущественно в западных областях, живёт около миллиона католиков-белорусов. Ксендзы в 300 с лишним католических приходах либо присланы из Польши, либо поддерживают тесные связи с польской католической церковью. До сих пор они сохраняли скептическую лояльность минской власти. Точно так же ничем себя ярко не проявлял и Союз поляков. Будучи загнанными в угол, наиболее активные и организованные члены СПБ вполне могут основать совсем не лояльную власти альтернативную организацию, возможно, подпольную. Поляки исторически всегда были более склонны к радикальным действиям, чем белорусы. Деньги и поддержка из-за польской границы будут им гарантированы, как и сочувствие значительной части католических священников. Надо ли напоминать, какую роль играл Костёл в Польше 80-х годов прошлого века? Неужели радикальное польское подполье – это как раз то, чего белорусскому президенту больше всего не хватает в условиях противостояния с Западом? Впрочем, на исход президентских выборов 2006 года этот фактор, скорее всего, повлиять не успеет. А вот дальше … Что такое «польская интифада» (тогда это называлось освободительной борьбой) очень хорошо знали все русские цари, начиная с Екатерины Великой.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.