GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Развод и девичья фамилия
Автор: Иван Сухий
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/comments/133808/
Развод и девичья фамилия

Интеграция с Белоруссией отложена

Встречаясь 26 июля с активистами движения “Наши” в Завидово Путин в ответ на вопрос белорусской участницы о перспективах создания единого российско-белорусского государства сказал: “Мы - большая единая нация”. А что касается совместного государства, то это “зависит от белорусов”. Несколькими часами ранее в Минске белорусский президент Лукашенко на совещании по вопросам внутренней и внешней политики обнародовал свою версию переговоров с российским коллегой в том же Завидово на прошлой неделе. Из неё следует, что единой нацией де юре мы в ближайшие годы не станем: этого не хочет "белорусская сторона".

Если отбросить общие места интеграционной риторики, в сухом остатке получится, что встреча 22 июля привела к результатам, прямо противоположным большинству опубликованных в России прогнозов. Вместо ожидаемого ускорения интеграции, проведения уже нынешней осенью референдума по Конституционному акту Союза процесс российско-белорусского воссоединения фактически замораживается. Как минимум, до президентских выборов 2006-го года в Белоруссии, а, скорее всего, и до окончания президентской кампании 2008-го года в России. “Мы проводим президентские выборы и, если остаёмся у власти, то будем действовать в направлении союзного строительства”, - заявил Александр Лукашенко. С учетом всего контекста совещания это “мы” вполне можно отнести не только к Лукашенко, но и к его коллеге из Кремля. И ещё одна цитата: “Никаких телодвижений в плане единого государства, продления полномочий какого-то из президентов в Союзном государстве, игры в политику для того, чтобы удовлетворить личные амбиции какого-то из глав государств не будет”.

Таким образом, Лукашенко не только обманул ожидания тех, кто был уверен в его особой сговорчивости по части интеграции накануне выборов-2006, но и опроверг многочисленные построения аналитиков о возможностях использования союзных структур для продления политической жизни Путина после 2008 года или в качестве отступного для самого Лукашенко в случае его “мягкого” отстранения от власти в Белоруссии. Ни того, ни другого, судя по результатам встречи в Завидово, не будет. Как не будет в обозримом будущем и перехода к единому рублю. Лукашенко: “Сначала необходимо определиться, как нам жить дальше, прописать это в Конституционном акте, а затем решать другие вопросы, в том числе по введению единой валюты …”. Конституционный акт предстоит обсудить в ноябре нынешнего года на Заседании Высшего госсовета Союза. Конечно, если стороны сумеют договориться и согласовать его проект.

Комментаторы либеральных московских изданий сильно переоценивают значение политической воли Вашингтона и американских денег в белорусской ситуации. Лукашенко, по последним опросам, имеет электоральный рейтинг более 40% и в несколько раз превосходит по этому показателю всех своих конкурентов вместе взятых. Он контролирует информационное пространство Белоруссии намного более жестко, чем Кремль контролирует СМИ в России. Практически перекрыты все каналы легального получения оппозицией денег из-за рубежа. Силовые структуры отмобилизованы и лояльны президенту. В таких условиях за оставшийся год до президентских выборов те несколько десятков миллионов долларов, которые выделены американцами на “установление демократии в Белоруссии”, погоды точно не сделают. Даже если оппозиция учтёт ошибки прошлого и вовремя консолидируется, её единый кандидат, скорее всего, проиграет Лукашенко и без подтасовок со стороны властей. Лукашенко не нужна особая поддержка Москвы, чтобы сохранить власть. Достаточно благожелательного нейтралитета. А уж избравшись на третий срок в будущем году, Александр Григорьевич вполне может использовать “интеграционную карту” для того, чтобы выторговать у России новые поблажки и преференции в ходе российских думской и президентской избирательных кампаний.

Белорусский лидер прекрасно понимает, что все его козыри исчезнут в ту самую секунду, когда реально будет создано единое государство. Именно поэтому он будет защищать белорусский суверенитет не менее рьяно и более эффективно, чем националистическая оппозиция. Объединительная риторика, попытка выглядеть большим интегратором, чем Путин, никого не должны обманывать. На сегодняшний день путь к единому российско-белорусскому государству преграждают два препятствия: падающий рейтинг идеи Союза среди белорусов и лукавая позиция президента Лукашенко. Проблема рейтинга теоретически может быть решена с помощью популистских шагов, демонстрирующих выгоды интеграции для простых людей, и соответствующей интенсивной пиар-кампании. Но для этого и до этого необходимо решить проблему Лукашенко, который раз за разом переигрывает хозяев Кремля. Похоже, что “последний диктатор Европы” понял, как использовать с пользой для себя и угрозу “оранжевой революции”. После прошлого “года перемен” на постсоветском пространстве трудно представить себе участие Москвы в каком-то проекте по его смещению. С самого начала современной российско-белорусской интеграции в середине 90-х как-то так получалось, что Лукашенко на каждом этапе извлекал из неё больше выгод, чем его российские партнёры. “Оранжевая угроза” ничего ровным счётом не изменила. Хвост по-прежнему вертит собакой.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.