GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Зачем Воронину Приднестровье?
Автор: Вадим Солохин
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/comments/133800/
Зачем Воронину Приднестровье?

Территориальный конфликт как способ удержаться у власти

Случай со стрельбой на миротворческом посту №9 возле населенного пункта Вадул-луй-Водэ несомненно является очередным информационным поводом в компании по дискредитации российских миротворцев в Приднестровье и имеет конечной целью изменение миротворческого формата, а в последствии полное удаление Российской стороны из процесса урегулирования приднестровского конфликта.

С того момента, как в конце 2003 г. Воронин отклонил согласованный им самим же несколькими днями ранее российский план урегулирования приднестровского конфликта, политика молдавских властей в отношении приднестровского конфликта в целом повторяет политику боснийского руководства и косовских сепаратистов по отношению к сербскому населению и Югославии в 90-х годах прошлого века. В основу ее положена информационная компания, главная цель которой представить себя жертвой “имперских амбиций” России, немолдавское население Приднестровья чем-то вроде оккупантов, а периднестровское руководство “криминальной бандой”.

Ни у кого не вызывает сомнения, что инцидент в Вадул-луй-Водэ как и ряд предыдущих (Дороцкое, аресты российских граждан в Кишиневе) был срежиссирован в Кишиневе ведь активное участие полиции было бы не возможно без хотя бы уклончивой санкции “сверху” по типу “действуйте по обстановке”. Да и уж больно “к месту” они приходятся Дороцкое - под встречу глав государств ГУУАМ, Вадул-луй-Воде – как следствие “глубокой разочарованности” от резолюции парламентской ассамблеи ОБСЕ. Конечно, маловероятно, чтобы такой "солидный" политик, как Президент Молдовы давал прямое указание специальным органам, а те представителям т.н. “Хельсинской группы” устроить очередное столкновение с российскими миротворцами. Однако многомесячная антироссийская истерия, подкрепленная развязанной рядом европейских государств компанией ставящей целью прировнять Россию (как преемника СССР) к фашистской Германии не могли не сделать своего дела. Сигнал, данный властью через публичные заявления политиков и СМИ, был услышан профессиональными борцами с “российскими оккупантами”, а дальше ситуацию можно было “разруливать” на основе “управления по тенденциям”.

Но задумаемся. Такого рода провокации происходят, как правило, в тех случаях, когда надо изменить вектор процесса. И вот здесь возникает вполне разумный вопрос. А куда идет процесс, и куда хотят его развернуть?

В Дороцком “раскачивали” ситуацию под план Ющенко, надеясь, что “оранжевый” президент Украины предложит то, что надо Кишиневу: российских миротворцев заменить войсками НАТО, силой сменить режим в Приднестровье и восстановить на левом берегу Днестра “конституционный порядок”, приватизированную собственность отобрать (соответствующий закон был внесен Ворониным в парламент сентябре 2004 г.).

Однако Ющенко оказался не так прост. Предложенный им план урегулирования оказался своеобразной “вещью в себе” - набором деклараций весьма популярных среди “общественности” ЕС и США, умело скрещенных с рекомендациями ОБСЕ по урегулированию приднестровского конфликта примерно десятилетней давности. В этом отношении план был очень удобен именно в связи с тем, что в зависимости от трактовки мог быть существенным образом изменен в ту или иную сторону. Но даже в нем, по мнению молдавской стороны во-первых “не нашли отражения некоторые принципы урегулирования, в том числе касающиеся: вывода российских войск; демилитаризации, принципов и условий демократизации региона …”; а во-вторых, “некоторые аспекты" предложенного плана могли "ущемить суверенитет Республики Молдова" и вызывали "сомнение в эффективности отдельных его положений".

Окончательно стало ясно, что ни Киев, ни страны Запада не собираются “таскать каштаны из огня” ради Воронина после того, как ПА ОБСЕ, невзирая на протесты молдавской делегации, приняла резолюцию, где о действующих властях Приднестровья говорится безо всяких оскорбительных приставок, и именно с этими властями Кишиневу было рекомендовано возобновить диалог. А когда спустя несколько дней лидер Приднестровья Смирнов встретился с президентом Украины Ющенко, и последний заявил о недопустимости применения мер экономического давления на ПМР и о готовности Украины к усилению своей миротворческой роли в приднестровском конфликте, стало ясно, что процесс урегулирования приднестровского конфликта пошел явно “не в ту сторону” и нуждался в корректировке.

Надо отметить, что постоянная спекуляция Воронина на приднестровском конфликте является тем приемом, который привел в 2000 году его во главе ПКРМ к власти, а в 2005 году позволил удержаться во главе Молдовы. С одной только разницей: в 2000 году ПКРМ и Воронин шли на выборы с требованиями назвать по именам всех зачинщиков и организаторов кровопролития в Приднестровье, чтобы "предать их справедливому суду", а в 2005 разговор уже шел о "сепаратистском авторитарном режиме Смирнова”. И действительно в отсутствие каких-либо прорывов в улучшении экономического положения Молдовы за время пятилетнего нахождения у власти Воронину ничего не остается делать, как использовать приднестровский конфликт в качестве средства для раскручивания “стратегии напряженности” как единственного способа сохранения себя в президентском кресле. Так что провокации будут продолжаться.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.