GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: В доверии отказано
Автор: Дмитрий Карманов
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/opinions/133762/
В доверии отказано

О перспективах исламизма в Азербайджане

Революционная смена власти в Грузии, Украине и Кыргызстане, а также недавняя расправа властей Узбекистана с мятежниками в Андижане, - эти события, случившиеся в относительно сжатые сроки, заставили многих поверить в реальность глобальных политических изменений на раздираемом противоречиями постсоветском пространстве. Можно много рассуждать об их причинах, однако ясно одно: уставшие от бедности и безысходности народные массы перестают быть орудием в руках консервативных правящих элит и готовы бороться за свои права. Практика показывает, что смена власти в каком-либо государстве либо в результате государственного переворота, либо по итогам выборов не предполагает образования политического вакуума. Вместо «устаревшего» режима к управлению страной приходят качественно новые лидеры, являющиеся, как правило, носителями новых ценностей и идеологий. Таким образом, вполне возможна замена коммунистической идеологии на демократическую, или светского режима на исламистский. Причем ради достижения поставленных целей оппозиция (демократическая или исламская) завоевывает популярность в массах, используя приемы популизма и в некоторых случаях даже дешевого политиканства. Так было в свое время в Иране, Польше, СССР, а недавно – и на постсоветском пространстве.

Теперь, когда «народные революции» в странах СНГ – свершившийся факт, встает закономерный вопрос: кто следующий и на основе какой идеологии произойдут очередные радикальные сдвиги. Учитывая, что пять государств Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также Азербайджан исторически принадлежат к государствам исламского мира, а уровень и качество жизни местного населения оставляют желать лучшего, то нельзя не учитывать и вероятность их революционной исламизации.

О Центральной Азии сказано и написано уже довольно много, а вот внутриполитическая ситуация в Азербайджане, будучи весьма напряженной, остается в стороне от внимания СМИ, хотя вариант прихода к власти оппозиционных сил в этой стране представляется весьма реальным - при определенном и, конечно же, молчаливо одобренным Вашингтоном как местом расположения оранжевого Коминтерна - развитии событий.

Воинствующий исламизм как оппозиционная идеология является на сегодняшний день главным «фактором страха» ввиду фанатизма и жестокости исламских экстремистов. Поэтому совершенно очевидна озабоченность многих по поводу возможного прихода исламистов к власти в светском Азербайджане, геополитическая и топливно-энергетическая значимость которого велика как для России и стран СНГ, так и для США и других стран Запада. Так какие же перспективы у исламистов в Азербайджане? Попробуем разобраться.

Действительно, ислам в Азербайджане является основной (по числу последователей) религией: согласно статистике, из 8,5-миллионного населения страны около 70% азербайджанцев исповедует ислам шиитского толка. После распада СССР в 1991 г. тогдашние власти Азербайджана, ставшего на путь поисков национальной идентичности, национальной идеи, стремились обратить национальный ислам не в противника, а в союзника, и превратили его в официозную религию. К 1992 г. в стране появилось несколько религиозных политических партий и организаций (Азербайджан ислам таракки партийасы, Азад Руханилер, Азербайджан ислам партийасы, общество Товбе и другие), а в 1992 г. была зарегистрирована Исламская партия Азербайджана (ИПА), ставшая впоследствии самой крупной исламской партией в стране. При президенте Абульфазе Эльчибее Азербайджан получил членство в Организации Исламская конференция (ОИК) да и в целом внешнеполитическая ориентация Азербайджана в те годы была скорее происламской, чем прозападной. И лишь приход к власти Гейдара Алиева ознаменовал резкую смену курса в сторону светского государства. 

Вместе с тем даже сегодня исламизм как идеология, цель последователей которой – создание исламского государства (Халифата), имеет вполне солидную базу для своей экспансии в стране. Этот сценарий возможен лишь в случае прихода к власти радикальных исламистов в результате революции. Ряд ставших «классическими» дестабилизирующих экономико-политических факторов, способных стать катализаторами популяризации идей исламизма в массах. К ним в первую очередь относится территориальный спор с Арменией. К этому территориальному спору легко подверстать популистские лозунги о "нищем населении", хотя население Азербайджана живет сегодня очевидно лучше и богаче, чем население любой из соседних постсоветских стран на Южном Кавказе. Опыт истории показывает, что исламисты находят широкую поддержку в основном среди обездоленных и малограмотных слоев населения (преимущественно сельского), а также в кругах радикально настроенной интеллигенции.  Радикализм и бедность – главные союзники воинствующего исламизма. Однако популизм и пропаганда способны превратить в бедность любое богатство, а любую умеренность - в радикализм. Именно этого и добивается Исламская партия Азербайджана, постоянно педалируя тему Карабаха и коррупции в высших эшелонах власти. Есть над чем задуматься. Угроза исламистского реванша представляется вполне реальной.

Однако для того, чтобы получить представление о перспективах исламизма в отдельно взятой стране недостаточно простого перечисления дестабилизирующих факторов, которые могут при неблагоприятной ситуации способствовать распространению там идей этой идеологии. Необходимо еще и совершить экскурс в историю и выяснить, насколько глубоко нормы ислама укоренились в менталитете местного населения, как далеко азербайджанский мусульманин готов зайти ради торжества исламских ценностей. История свидетельствует, что с момента появления на месте нынешнего Азербайджана первых государственных образований и по настоящее время ислам всегда находился в подчинении у властей, играл своего рода роль орудия в деле удержания власти. Единственное исключение – время правления шаха Исмаила (16 век) из династии Сефевидов, который воплотил в себе религиозного и государственного лидера и возвел шиизм в разряд государственной религии. В период нахождения Азербайджана в составе СССР, во времена официального атеизма, не могло быть и речи о каком-либо исламском возрождении в этой республике, не говоря уже о распространении идей исламизма. Но и после получения Азербайджаном независимости ислам продолжал и продолжает оставаться на второстепенных ролях в политической жизни страны.

С приходом в начале 90-х к власти Гейдара Алиева во внутренней политике окончательно восторжествовали принципы модернизма. Алиев декларировал и делом подтвердил ориентацию Азербайджана не на ислам, а скорее на светско-демократические ценности и секулярные идеи в духе воззрений Кемаля Ататюрка. Выстроенному по модели жесткой вертикали власти государственному аппарату нового президента было вовсе ни к чему стихийное, никем не контролируемое исламское движение. Поэтому Алиев взял курс на усиление позиций официального («государственного») исламского духовенства, одновременно искореняя немногочисленные очаги исламского сопротивления (власти продолжили преследования радикальных исламских группировок, а также пресекали подрывную деятельность зарубежных исламских миссионеров в стране). Нынешний президент Ильхам Алиев является продолжателем линии своего отца.

Жесткие меры властей оказались довольно эффективными. Согласно социологическим опросам, большинство азербайджанцев лишь поверхностно знакомы с нормами исламской религии, не читали Коран, и нестрого соблюдает обычаи и обряды ислама. Местные исламисты почти не заявляют о себе громкими терактами и политическими акциями, и власти не видят в них серьезных соперников на предстоящих в ноябре 2005 года парламентских выборах.

К тому же азербайджанские исламисты, будучи в большинстве своем мусульманами-шиитами, автоматически лишаются, в случае революционных изменений, поддержки мусульман-суннитов за рубежом, поскольку последователи этих двух толков ислама редко когда находили общий язык. Да и опыт «народных революций» кое-чему научил власти стран СНГ, которые теперь наверняка усилят контроль за деятельностью различных субъектов оппозиции в своих странах.

С запуском нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан эта страна стала основным каналом транспортировки каспийской нефти на Запад. Ожидается, что реализация этого проекта обеспечит приток в казну около 7 миллиардов долларов в год. Так что повышенное внимание международного сообщества к ситуации в Азербайджане гарантировано.  В условиях глобальной нестабильности и грядущего дефицита углеводородного сырья в странах, обладающих запасами нефти, исламизму все решительнее отказывают в доверии. Таким образом, исламизм в Азербайджане не имеет каких-либо серьезных шансов на успех в ближайшем будущем.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.