GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Ближневосточные горизонты внешней политики России
Автор: Михаил Маргелов, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации
Адрес страницы: http://arabeski.globalrus.ru/opinions/132943/
Ближневосточные горизонты внешней политики России

Россия возвращается в один из ключевых регионов мира

За последние сто лет арабский мир пережил крупные потрясения, сопровождавшиеся многочисленными восстаниями, революциями, войнами, реформами. Да и сегодня Арабский Восток являет собой далеко неспокойную в политическом и экономическом отношении часть мира, где идет ожесточенная борьба мнений по поводу будущего устройства государств, подходов к решению наиболее актуальных проблем политики и экономического развития. Сегодня внешняя политика России осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: преемственность, модернизация, баланс между желаемым и достижимым в целях обеспечения максимально благоприятных условий для осуществления внутренних реформ. Внешнюю политику России сегодня можно охарактеризовать как «мультивекторную».

Проблема нахождения гармоничного сочетания западного и восточного направлений нашей внешнеполитической активности с точки зрения укрепления авторитета России на международной арене и стабилизации социально-экономической ситуации в стране становится крайне актуальной. Не случайно об этом говорил Президент России Путин, выступая на недавнем совещании с российскими послами. Он также призвал к возобновлению связей со всеми странами, с которыми у России существовали длительные дружеские отношения, с теми внешнеполитическими партнерами, в развитие которых Россия много вложила материальных и интеллектуальных ресурсов. Арабские государства являются именно такими странами. При нашей помощи многие арабские страны смогли добиться политической и экономической самостоятельности, начать процесс индустриализации, создания отраслей тяжелой промышленности и электроэнергетики. С начала 60-х годов XX столетия арабские страны являлись ведущими торгово-экономическими партнерами СССР в «третьем мире». Вплоть до распада СССР на них приходилось около 30% стоимости советского товарооборота со всеми странами Азии и Африки и не менее 20% стоимости советского технического и экономического содействия. С другой стороны, поставки из арабских стран полностью покрывали наши потребности в реэкспорте нефти, ряде сельскохозяйственных товаров, предметов широкого потребления. Арабские страны выступали в качестве одного из основных покупателей советских машин и оборудования – около 50% всего экспорта СССР в развивающиеся государства. Десятки тысяч студентов из арабских стран получили образование в нашей стране. Сейчас бывшие студенты-арабы, учившиеся в СССР, обеспечивают мощный людской потенциал, влияющий на российско-арабские связи. Однако как это и бывает между настоящими друзьями, не всегда отношения России и арабского мира развивались по нарастающей.

Бывали и периоды спадов. Так, после распада СССР новая Россия переживала серьезные внутренние трудности. Ближневосточная составляющая ее внешней политики отошла на второй план. В изменившейся геополитической обстановке арабские страны по-новому осознавали себя и искали свое место в менявшемся мире. Отказ от прежних догм и идеологии во внешней политике России был воспринят некоторыми представителями ближневосточных элит как сигнал к поиску новых союзников, способных обеспечить их национальную безопасность. С другой стороны, в российской политологической литературе все чаще стал появляться термин «маргинальные страны», к числу которых относили Ирак, Ливию, Сирию, Йемен, Судан, ряд других. А ведь именно там работали сотни, тысячи наших специалистов, туда вкладывались значительные материальные ресурсы, созданные поколениями россиян, в магазинах столичных городов этих стран до сих пор висят вывески на русском языке. Сегодня же рынки этих стран являются ареной жесткой конкурентной борьбы между американскими и европейским компаниями. Все это привело к ослаблению двусторонних российско-арабских связей. Однако присутствие России на Ближнем Востоке, хотя бы в виде напоминаний о былом сотрудничестве, которыми, по сути, являлись все построенные с участием советских специалистов промышленные предприятия, сохранялось. Для многих на Ближнем Востоке Россия по-прежнему выступала в качестве примера в борьбе за экономическую и политическую независимость, надежным источником политической и военно-экономической помощи. Россия никогда не уходила с Ближнего Востока. Да и сделать это практически невозможно. И дело здесь не только в исторической памяти и культурных связях. С одной стороны, результате образования независимых государств в Закавказье и Средней Азии Россия, как и государства Ближнего Востока фактически оказались в одном геополитическом пространстве, причем взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, идущих на этом пространстве, резко возросла. С другой стороны Ближний Восток является зоной опасных международных конфликтов, а происходящие там события непосредственным образом затрагивают национальные интересы России, прежде всего – применительно к Кавказу и Средней Азии.

Складывающаяся сегодня в регионе Ближнего Востока ситуация является для России весьма непростой, поскольку новые геополитические реалии здесь могут сформироваться без участия России и без должного учета ее интересов. Поэтому Россия выступает за стабильность и предсказуемость развития военно-политической ситуации на Ближнем Востоке, обеспечение там прочного мира и безопасности. Активная внешнеполитическая роль России на Ближнем Востоке способна сыграть позитивную роль в обеспечении баланса сил и интересов, способствовать успешному разрешению острых региональных проблем. Тем более что позиции России и большинства арабских стран по ключевым вопросам развития политической ситуации в регионе в целом совпадают. Сохраняется и значение ближневосточного региона для России в качестве важного и емкого рынка сбыта, в том числе для высокотехнологичных товаров, важнейшего узла пересечения мировых коммуникаций. Сегодня перед Россией стоит задача кардинального переосмысления политики в Арабском мире и в целом на Ближнем Востоке, приведения ее в соответствие с потребностями наших внутренних реформ и нашими устремлениями в других районах мира, общецивилизационными целями и универсальными ценностями всего человечества. Решение этой задачи видится не в автоматическом восстановлении прежней структуры политических и экономических связей с арабскими странами, поскольку и Россия, и Ближний Восток, и мир в целом сильно изменились за последние десять-пятнадцать лет. Вероятно в новых международных условиях практика взаимного сотрудничества должна создаваться на базе прежней позитивной основы отношений, но при новом понимания как российских, так и арабских национальных интересов. При наличии политической воли с обеих сторон сделать это вполне возможно.

Возобновление в полном объеме отношений с традиционными российскими партнерами на Ближнем Востоке и дальнейшее развитие сотрудничества с «новыми друзьями» (Саудовская Аравия, другие монархии Персидского Залива) будут способствовать укреплению роли России в регионе в качестве значимой экономической и политической силы. Тем более что в широких слоях арабского общества о былом активном присутствии России в регионе сохраняются положительные воспоминания: во всяком случае, ослабление двусторонних связей в 90-х годах там не сопровождалось какими-либо антироссийскими политическими демаршами или разрушением памятников сотрудничества. В Арабском мире Россию по-прежнему воспринимают как традиционно дружественную страну и выгодного экономического партнера. Об этом неоднократно заявляли многие арабские руководители. Кроме того, как показывает опыт работы ряда российских компаний в арабских странах, им удается обеспечивать технологическую преемственность и техническую совместимость в рамках исторически сложившихся с этими странами отношений. Более того - выводить эти отношения на новые ступени сотрудничества в изменяющемся мире.

Арабески Специальный проект GlobalRus.ru©2006.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.