Сегодня мы публикуем заключительную - теоретическую - часть исследования Андрея Грозина, посвященного казахской политической элите. Автор кратко формулирует законы ее функционирования, от которых зависит в конечном счете жизнеспособность и будущее всей политической системы страны.
Основой функционирования государственного строя Казахстана (как и в случае всех постсоветских азиатских новых незасисимых государств) являются не конституционные нормы (конституция в республике уже не раз корректировалась из соображений политической целесообразности), а механизмы функционирования властных элит. Реальная стратегия управления государством зависит от экономических и политических основ взаимодействия различных групп внутри правящего класса.
Единственная реальная “партия власти” в РК – это ближний круг Нурсултана Назарбаева, семья и самые верные, проверенные годами работы с президентом приближенные. Численный состав их ограничен 15-20 персонами, которые все годы независимости сохраняли доступ к президенту вне зависимости от занимаемой должности.
Безусловно доминирующей в системе казахстанских властных кланов является “Большая семья” президента Казахстана. Примерно с конца 1997 г. с установлением абсолютного президентского всевластия, глава страны окончательно перешел к т.н. “семейной” форме правления. Основной конкурент Старшего жуза, Средний жуз, был оттеснен на периферию и внутри родов “южан” видимое недовольство и оппозиционность президенту были преодолены.
При этом поле кадрового маневра предельно сузилось. Страта родственников главы государства заняла в РК столь широкие позиции, что сейчас уже можно с полным основанием говорить о почти полной “семейнизации” аппарата управления страной. С этого времени и по настоящее время все основные группы и кланы внутри власти и бизнеса либо непосредственно формируются вокруг тех или иных представителей “семьи”, либо являются их клиентами. Причем, особенно наглядно это проявляется в экономике РК.
“Семья” Нурсултана Назарбаева в политическом и финансовом смысле не представляет единого целого. Помимо внутриказахстанских проектов, деньги “семьи” вложены в основном за границей, в частности, в российский нефтепром.
В разное время в “ближний круг” пытались попасть дальняя родня президента, полезные олигархи, подающие надежды администраторы и компетентные, беспрекословные исполнители. Но никто из них не прошел “кандидатский стаж”.
Отдельный и заслуживающий внимания вопрос – модернизация института традиционных племенных авторитетов-старейшин (аксакалов). Институт современных “агашек” (от уважительной приставки обращения “ага” к старшему/главному в казахской национальной традиции) не совсем адекватен, хотя и родственен старым “аксакалам”. Эта, находящаяся внутри современной казахстанской элиты страта, неинституализированных (не обличенных формально первыми должностями), носителей власти, состоит из одновременно, и приближенных “к уху”, близких главе страны советников и выразителей интересов родоплеменной организации. Агашки самостоятельны и различные группы пытаются заручиться их поддержкой для решения тех или иных проблем.
В течение всех лет существования казахстанского государства персонифицированная Нурсултаном Назарбаевым президентская власть была, бесспорно, сильна. Вместе с тем в последние 4 - 5 лет четко заметна тенденция к последовательному сужению круга доверенных лиц главы государства. Наиболее ярким в “новонезависимой” истории Казахстана стал происшедший в ноябре 2001 г. скандал, связанный с именем “старшего зятя” президента Рахата Алиева, который до конца 2001 г. считался едва ли не основным кандидатом в будущем на пост главы государства. В октябре – ноябре 2001 г. он оказался в центре самого крупного в истории суверенного Казахстана внутриэлитного скандала, вызванного очередным обострением межклановой борьбы. Против него выступили известные предприниматели страны: они обратились к Назарбаеву с открытым заявлением, в котором содержалась просьба усилить контроль за деятельностью силовых структур которые, по их мнению, зачастую “подменяют силу закона законом силы”. В конечном счете, Алиев был отправлен послом РК в Австрию и “реабилитирован” (вернулся в страну) лишь осенью минувшего года.
Кризис 2001 г. в значительной степени объясняется не только борьбой за экономическое превалирование, или личной неприязнью лидеров различных группировок внутри казахстанского правящего класса. Спровоцирован кризис был, конечно, столкновением на почве конкретных бизнес-интересов, но корни его гораздо глубже и носят мировозренческий характер.
В ближайшем окружении президента Назарбаева всегда обсуждались и продолжают обсуждаться различные подходы к тому, какой должна быть государственная политика. В основном преобладают две точки зрения.
Сторонники либерального “западного” подхода отстаивали необходимость обеспечения большей свободы рынка в стране, снижения налогового бремени, уменьшение бюрократических проволочек, децентрализации системы государственного управления. Эту точку зрения в той или иной мере поддерживали многие выходцы из бизнеса, технократы, менеджеры, управленцы, которые понимали, что после 1997-1999 гг. экономические реформы в стране “застопорились” и необходимо их реанимировать.
Сторонники жесткого централизованного подхода к общественно-политическим и социально-экономическим процессам в стране, наоборот, настаивали и продолжают настаивать на усилении государственного контроля и еще большей централизации. Олицетворением этой идеологии стал “старший зять” главы государства Рахат Алиев.
Поэтому в РК всегда существовали и будут существовать как естественный политический конфликт между сторонниками двух разных подходов к ведению государственной политики, так и конкуренция между большинством участников политического процесса. Как показывают последние события, этот процесс все время обостряется. В итоге политический кризис в современном Казахстане имеет устойчивую тенденцию к углублению. Число и влияние политических игроков в казахстанской элите все время возрастает. Их ресурсы, амбиции и влияние растут.
Все кланы в большей или меньшей степени восприняли западные принципы политического участия и лоббирования своих интересов. Каждая из групп контролирует определенные отрасли промышленности, а с целью дискредитации соперников использует подчиненные ей СМИ и политические партии и парламентские группы.
Основные группы-кланы – структуры, которые ведут борьбу за власть в стране или принимают в ней активное участие, имеющие мощный финансово-экономический блок, СМИ, своих представителей на разных уровнях государственной власти.
В стадии перехода к группам “первого уровня” находятся такие “семейные” группы, как кланы племянника президента Назарбаева Кайрата Сатыпалды и младшей дочери президента Алии Назарбаевой - ее второго (брак с сыном Аскара Акаева Айдаром распался еще четыре года назад из-за “несхожести характеров”) мужа Данияра Хасенова.
Все остальные силы, в том числе политические партии и региональные кланы, в перспективе будут вынуждены вступать в союзы с одной из вышеперечисленных групп или пытаться действовать самостоятельно, но без шансов на успех. У “вспомогательных” кланов нет выраженного намерения создавать и расширять свое политическое влияние. Эти группировки ориентированы исключительно на получение материальных дивидендов. Их действия будут в наибольшей степени импровизационными.
Автор - руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
|