Визит председателя Счетной Палаты России Сергея Степашина 15 ноября в Армению ознаменовался его резким и крайне недвусмысленным заявлением по поводу использования (а скорее, неиспользования) производственного потенциала армянских предприятий, переданных России в счет погашения государственного долга Армении размером в $93 млн.
Напомним, что по схеме “активы за долги” Армения практически полностью погасила задолженность перед российской стороной путем передачи акций пяти предприятий, находящихся в государственной собственности. В частности, были переданы 100% акций ЗАО "Марс" (оценено в $56,29 млн.), ЗАО "Ереванский НИИ математических машин" ($2,75 млн.), ЗАО "Ереванский НИИ автоматизированных систем управления" ($3,37 млн.), ЗАО "Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения" ($0,35 млн.), а также имущественный комплекс Разданской ТЭС ($31 млн.). Соответствующее межправительственное соглашение было подписано 17 июля 2002 года в Ереване.
С тех пор прошло более трех лет, и лишь деятельность Разданской ТЭС оценивается специалистами как успешная. На долю станции приходится 20% вырабатываемой в Армении энергии. За прошедший год станция произвела 1,283 млрд. кВт/ч электроэнергии стоимостью 46 $млн., из которых $10 млн. было получено по линии экспорта. В виде налогов в государственный бюджет Армении было перечислено примерно два десятка миллионов долларов, хотя при этом прибыль российской стороны исчислялась сотнями тысяч. Единственный вопрос, связанный с Разданской ТЭС, – это перспектива увеличения ее мощности за счет достройки пятого энергоблока. Данный проект связан со строительством газопровода Иран-Армения, а точнее со схемой взаиморасчета с иранской стороной по системе “газ в обмен на электроэнергию”. По планам российской стороны, строительство пятого блока Разданской ТЭС, а также строительство армянской части газопровода должен был взять на себя консорциум, в который бы вошли ОАО “Газпром” и ЗАО “Интер РАО ЕЭС”. Между тем, армянская сторона пошла другим путем – подрядчиком обеих проектов были признаны иранские компании “Санир” и МАР, а газопровод, по всей видимости, будет “замкнут” на Ереванской ТЭС, которая модернизируется на кредит правительства Японии размером $140 млн.
Тем не менее, Армения в целом, и Разданская ТЭС в частности, продолжает рассматриваться российской стороной как удобная площадка для экспорта электроэнергии в страны региона, в том числе в Иран и Турцию. Так или иначе, вопросы, связанные с Разданской ТЭС, стоят особняком и носят “нехозяйственный” характер, в отличие от четырех других предприятий. Именно о них говорил Степашин, называя положение дел “безобразным” и “пригрозив” направить соответствующий доклад президентам и главам правительств Армении и России, если до 15 декабря ситуация не изменится.
Примечательно, что именно 15 декабря истекает срок осуществления так называемого Плана первоочередных мероприятий по урегулированию проблем, препятствующих эффективному функционированию переданных России армянских предприятий, каковой план утвержден протоколом первого заседания подкомиссии российско-армянской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству 12 октября 2005 года. Сама комиссия была создана после обнаружения целого ряда нарушений и недочетов - как с российской, так и с армянской стороны, которые, фактически препятствовали осуществлению армяно-российского договора, подписанного на самом высоком уровне. Таким образом, сомнений не остается, в случае провала Плана, Степашин доложит президентам Армении и России о невыполнении подписанного ими же договора.
Действительно, когда речь идет о невыполнении межгосударственных договоров, иначе как безобразием это назвать трудно. Но в чем же, собственно, состоят проблемы и настолько ли они трудноразрешимы? Отвечая на этот вопрос, стоит учитывать, что с некоторых пор эти проблемы в Армении были сильно политизированы. Простой армянских предприятий с российским капиталом некоторыми политиками (чаще всего оппозиционными) расценивается не иначе как “простой” армяно-российского сотрудничества в целом. Нелестные реплики в адрес России сопровождаются критикой в адрес руководства Армении, которое, мол, “продало за бесценок стратегические промышленные объекты”. Между тем, очевидно, не будь схемы “активы за долги” предприятия эти, пожалуй, опять-таки за исключением Разданской ТЭС, захирели в тишине и спокойствии, да и винить в этом было бы некого, разве что самих себя. Тем не менее…
Загрузка завода “Марс” является ключом решения всей этой проблематики. Как по своей стоимости, так и объемам “Марс” стал “флагманом” этой сделки и, поэтому, проблемы, связанные с этим предприятием нуждаются в особом рассмотрении. Завод был построен в начале девяностых в рамках советско-британского соглашения и предназначался для производства не пользующихся сегодня спросом командоаппаратов. Его мощность была предусмотрена для Советского Союза, стран соцлагеря и некоторых африканских государств. Не стоит доказывать, что такой гигант армянская сторона не загрузила бы никогда. По сути, завод планомерно превращался в арендную территорию или огромный склад. В свое время власти Армении выставили завод на международный тендер с начальной стоимостью $5 млн., однако наплыва инвесторов не обнаружили. В данном контексте фактическая продажа акций завода за $56 млн. сам по себе может считаться результатом максимум.
Одним из последних руководителей предприятия был ныне лидер оппозиционного блока “Справедливость” Степан Демирчян. Именно в годы его управления (в 1996 году) сборочный цех завода “Марс” площадью 9491 кв.м (вместе с воздушным пространством) был передан в аренду на 99 лет зарегистрированной в оффшоре Сент-Винсент и Гренадины и занимающейся производством физрастворов фирме “Евротек Ltd”. В результате на предприятии нарушен замкнутый технологический цикл, единая транспортная система, из производства выведен важный цех сборки. Но что более важно, в таких условиях на предприятии невозможно сохранять режим секретности, что является главным условием для получения заказов предприятий ВПК. Управляющее заводом “Марс” российское внешнеэкономическое объединение "Радиоэкспорт" уверено, что решение данного вопроса является безусловной обязанностью армянской стороны.
План действий, принятый подкомиссией российско-армянской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, обязывает стороны до 15 декабря 2005 года представить предложения по урегулированию проблемы аренды производственных помещений ЗАО “РАО Марс” фирмой “Евротек”, выработать предложения по урегулированию проблемы по части земельного участка ЗАО “РАО Марс”, занятого фирмой “Астра” (армяно-швейцарское предприятие, производящее ультратонкие сверла).
Решится ли проблема “Марса”, если данные вопросы будут урегулированы? Ответ на этот вопрос, пожалуй, могут дать только в России. Вообще, российскую сторону нельзя не упрекнуть в некоторой безалаберности. Такое ощущение, что российские чиновники, принимавшие участие в сделке, ничего дальше ее самой не планировали, а претензии армянской стороны стали неким откровением. Из беседы с представителем “Радиоэкспорта” стало ясно, что российская сторона изначально не видела экономического смысла в приобретении предприятия. В I квартале 2005 года завод произвел продукции всего на $180 тыс. В настоящее время предприятие работает на 1% своей мощности. Российская сторона в лице управляющей компании считает, что в существующей ситуации завод можно загрузить на 25% - что само по себе будет для Армении большим и важным экономическим событием. Что касается России, то экономической отдачи здесь вовсе не ожидают. По сути, на карту поставлен вопрос политического имиджа России. А пока что не вникающий в детали армянский обыватель, взирая на “Марс” и развевающийся на нем российский триколор, будет думать: “Вот российский завод, который простаивает”.
Получается, что из всех переданных России предприятий недостаточно эффективно работает даже то, которое так или иначе связано с сырьевым сектором и относится к сфере интересов крупнейшего российского и восточноевропейского монополиста - ОАО "Газпром", что и вызвало особое неудовольствие Степашина. Так что до реального сектора дело дойдет нескоро. Что неудивительно: в условиях зыбких правил игры и не слишком благоприятного инвестиционного климата сохранить бы полусырьевой, газово-энергетический сектор, а там дальше видно будет. Пока что патовая ситуация с армянскими российскими предприятиями доставляет удовольствие лишь извлекающим из этой ситуацию выгоду чиновникам.
|