


Несмотря на то, что со времени встречи посредников от Украины России и ОБСЕ с представителями Молдовы и Приднестровья в Одессе прошло уже две недели, до сих пор продолжают просачиваться все новые подробности о прошедшем обмене мнениями. В целом, как можно предположить из многочисленных комментариев на эту тему, встреча прошла вничью. Во-первых, была достигнута договоренность о включении ЕС и США в переговорный процесс по урегулированию приднестровского конфликта в качестве наблюдателей. Во-вторых, по утверждению приднестровской стороны, со стороны России были внесены собственные предложения по урегулированию конфликта. В свете того, что на 27-28 октября запланирован новый раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в новом формате "5+2", необходимо дать анализ итогам одесской встречи и попытаться набросать возможные варианты развития ситуации на кишиневских переговорах.
Введение ЕС и США в качестве наблюдателей можно считать достаточно условной победой российской дипломатии. Вроде бы удалось пресечь попытку Кишинева ввести ЕС и США в качестве полноправных сторон процесса, что теоретически оставляло Россию в абсолютном меньшинстве. Однако стоит только задать один простой вопрос: “А зачем это надо и США и ЕС?”, - как ситуация сразу окрашивается в несколько иные тона.
Во-первых, оба новых участника переговоров “успешно урегулировали” уже столько конфликтов (от Боснии и Косово до Афганистана и Ирака), что дальнейшая деятельность в качестве “всемирных миротворцев” может всерьез испортить их международный имидж. Став прямыми участниками переговоров, они должны были бы играть свою роль до конца, то есть выдвигать конкретные инициативы и планы по урегулированию конфликта. Это значит, что в зону конфликта неизбежно потянулись бы делегации американских конгрессменов и сенаторов, а также представителей Европарламента и многочисленных еврокомиссий. Не знаю как ЕС, но нынешней администрации США такая миротворческая деятельность авторитета бы отнюдь не прибавила, а скорее наоборот, послужила бы объектом для ее критики, как со стороны демократов, так и со стороны некоторых фракций республиканцев. В тоже время статус наблюдателей позволяет, и США и ЕС активно участвовать в процессе, не неся за него никакой формальной ответственности.
Во-вторых, ни ЕС, ни США в силу своего нынешнего международного веса просто не могут быть наблюдателями. Они всегда будут арбитрами. Причем, вероятнее всего, именно США будут определять направление урегулирования, поддерживая ту или иную сторону. ЕС же выработать самостоятельную позицию будет гораздо труднее хотя бы в силу его внутреннего устройства. Здесь все будет зависеть от того, какая страна в данный момент председательствует в Европейском Союзе, каков в ней расклад политических сил и т.п.
Итак, мы можем сделать вывод, что следующий раунд переговоров пройдет в присутствии этих самых “арбитров”, которые вероятно и зададут основные направления урегулирования, оказав содействие одной из сторон конфликта. И не надо обладать особым даром предвидения, чтобы спрогнозировать поддержку этими “арбитрами” требования Молдовы о ликвидации российского присутствия в зоне конфликта.
К сожалению, вопрос о новых российских инициативах по урегулированию приднестровского конфликта не является достаточно определенным. Непонятно буквально все: от содержания инициатив до того, кем они внесены. Имеются: свидетельство Министра иностранных дел ПМР Лицкая и упоминание Верховного комиссара ЕС по внешней политике и безопасности Соланы на его встрече с украинским премьер-министром Юрием Ехануровым о корректировках, внесенных российскими представителями в “план Ющенко”.
Впрочем, на данном этапе содержание российских предложений не столь важно. В связи с тем, что ситуация с самим “планом Ющенко” была скорее игровой, гораздо важнее было, какая из сторон сумеет принять “украинскую подачу” и “разыграть” ее в свою пользу. Тот раунд выиграл Кишинев, успев быстро принять ряд документов “в развитие” украинского плана. Москва, к сожалению, слишком долго тянула с ответом и, как следствие, упустила инициативу. Теперь российская сторона пытается вернуть ее. Однако сделать это будет довольно трудно. Официальный Кишинев уже заявил о том, что переговоры по приднестровскому урегулированию должны проходить на основании принятого парламентом Молдавии "Закона об основных положениях правового статуса приднестровского региона".
Поэтому на предстоящих переговорах Кишиневе представители со стороны России должны будут достаточно грамотно обосновать свою позицию перед лицом представителей ЕС и США, показав при этом все “подводные камни” молдавских документов. Если удастся решить эту весьма непростую задачу и добиться того, чтобы российские предложения не были с порога отметены Всесправедливейшими “арбитрами”, то можно будет считать, что переговоры в новом формате прошли успешно.
И, наконец, есть еще один немаловажный вопрос, который, весьма вероятно, будет поставлен официальным Кишиневом на предстоящих переговорах. Это вопрос о предстоящих выборах в Верховный Совет ПМР. Кишиневская власть уже однозначно решила для себя, что выборы в Приднестровье "незаконны и нелегитимны". Теперь она постарается убедить в этом новых участников переговоров и постарается организовать с их стороны давление на Россию и Приднестровье с целью отмены уже объявленных выборов и организации новых выборов по новым молдавским правилам. Следует приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить срыва этих выборов. Учитывая, что 7 октября представитель Украины при международных организациях в Вене, посол Ельченко выступил в адрес Постоянного совета ОБСЕ с предложением рассмотреть возможность направления в Приднестровье группы экспертов ОБСЕ.
Необходимо добиваться поддержки этой инициативы со стороны “наблюдателей” (если, конечно, украинская позиция к этому времени не поменяется на противоположную).
 |