После казанского саммита глав государств СНГ некоторые эксперты начали поговаривать о близкой кончине Содружества. Безусловно, к мрачным мыслям всех подтолкнул Сапармурат Ниязов, избежав в очередной раз личного присутствия на прошедшей встрече, где Туркмения была представлена вице-премьером и объявила о своем ассоциированном членстве в СНГ. Ничего удивительного и неожиданного в этом нет.
Туркмения и так не входит в большинство организаций, созданных в рамках Содружества, причем Ниязов объяснял неучастие его страны в таких структурах СНГ как ЕврАзЭС и ОДКБ тем, что Туркмения в 1995 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН получила статус постоянного нейтралитета, делая ставку на безбедное существование за счет развития газовой отрасли. Кроме того, Ниязов всегда заявлял, что отдает приоритет двусторонним отношениям, а не многостороннему сотрудничеству.
В Ашхабаде наступил период определенной переориентации на Запад. Очевидно, это связано со стойким желанием избежать “оранжевой” революции, надолго сохранить за собой власть и подготовить достойного приемника. Ниязов понимает, что Москва ему не может гарантировать успех в этом деле, и сделал ставку на более мощного партнера – США. Благо в эпоху энергетического кризиса он может предложить американцам газ в обмен на политическую лояльность. Ведь при определенных условиях только туркменский газ может обеспечить энергетическую независимость Украины и Грузии от России, что так важно для Запада в ситуации невнятного диалога с Москвой.
И это предположение не замедлило подтвердиться после переговоров министра энергетики Грузии Нико Гилаури и представителей “Газпрома”, прошедших в Москве 7-8 сентября. Россия предложила повысить стоимость газа с 64 до 84 долларов за тысячу кубометров. Грузины сразу заявили, что будут искать альтернативные возможности газоснабжения, в том числе из Туркмении.
Украина, для которой планируется поднять стоимость российского газа с 70 до 180 долларов, также рассчитывает на Ашхабад, и в первую очередь хочет наращивать импорт именно из Туркмении.
Консультации Киева, Тбилиси, Баку и Ашхабада о поставках и транзите газа идут уже давно. В этом процессе с большим интересом готов участвовать и Кишинев. И здесь как нельзя кстати в будущем году планируется ввести в действие, параллельно нефтепроводу Баку-Джейхан, газопровод из Азербайджана в Грузию и Турцию. На фоне всех этих планов роль Туркмении только растет. В соответствии с текущей мировой конъюнктурой на энергоносители у Туркменбаши появилась возможность политического маневра, и он ей не замедлил воспользоваться.
Несомненно, что собственно в целях подготовки нового транспортного коридора уже стартовала совместная американо-туркменская учебная программа по обеспечению безопасности морского порта Туркменбаши. Объявлено, что Пентагон планирует оказывать странам Каспийского региона военную помощь и проводит подготовительную работу по созданию подразделений “Каспийской стражи”, изначально планировавшихся как защита нефтепровода Баку-Джейхан, с целью обеспечить тем самым стабильность на море и борьбу с террористами. На реализацию этой программы США готовы потратить 130 млн. долларов в течение шести лет. Опять-таки, Иран рядом, а там, судя по всему, в ближайший год могут развернуться события, в которых даже Ниязов пригодится. Именно поэтому планируется, что “Каспийская стража” будет состоять из турецких, азербайджанских и грузинских военнослужащих, а в Казахстане и Азербайджане будут созданы командные пункты со всей инфраструктурой и средствами радиоэлектронной разведки.
Ашхабад готов развивать военное сотрудничество с Соединенными Штатами и в более широком формате. Однако недавно появившаяся информация о переводе американской авиабазы из Узбекистана в Туркмению была опровергнута 6 сентября американскими коллегами, в лице посла США в Ашхабаде Трейси Энн Джекобсон, заявившей, что “у Соединенных Штатов нет планов создания военных баз в Туркменистане”. И, на следующий день, словно подтверждая эту позицию, министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов в разговоре со своим российским коллегой, выразил возмущение подобными предположениями.
Одним нужен газ, другим военно-политическая поддержка. Похоже, что стороны играют друг с другом, и каждая из сторон надеется переиграть партнера.
Во внутренней политике Туркменбаши по-прежнему ведет себя жестко и хитро. Периодические чистки и перестановки в правительстве позволяют ему пресекать укрепление на политических подмостках отдельных персон и сохранять полный контроль над ситуацией.
К слову о приемнике: ожидается, что в октябре будет обсуждаться парламентская реформа, в результате которой может смениться и спикер парламента Атаев. А потенциальный кандидат на этот пост бизнесмен и сын президента – Мурад Ниязов, он как раз зачастил в последнее время из Вены в Ашхабад. Трудность только в том, что республиканская администрация Соединенных Штатов вряд ли отважится поддержать такой “демократический” режим и подставиться в преддверии предвыборной президентской гонки. А интересы одного человека, даже если это Туркменбаши, не определяют перспектив СНГ в целом и уж тем более стратегии американо-российских отношений. К тому же у Ашхабада всегда сохраняется потенциальная возможность выслушать лекцию о международном положении на китайском языке.
Автор - кандидат политических наук, руководитель Центра изучения международных отношений Института общественного проектирования
|