ARABESKI
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Потребности 
 О проекте 

В доверии отказано

О перспективах исламизма в Азербайджане

Революционная смена власти в Грузии, Украине и Кыргызстане, а также недавняя расправа властей Узбекистана с мятежниками в Андижане, - эти события, случившиеся в относительно сжатые сроки, заставили многих поверить в реальность глобальных политических изменений на раздираемом противоречиями постсоветском пространстве. Можно много рассуждать об их причинах, однако ясно одно: уставшие от бедности и безысходности народные массы перестают быть орудием в руках консервативных правящих элит и готовы бороться за свои права. Практика показывает, что смена власти в каком-либо государстве либо в результате государственного переворота, либо по итогам выборов не предполагает образования политического вакуума. Вместо «устаревшего» режима к управлению страной приходят качественно новые лидеры, являющиеся, как правило, носителями новых ценностей и идеологий. Таким образом, вполне возможна замена коммунистической идеологии на демократическую, или светского режима на исламистский. Причем ради достижения поставленных целей оппозиция (демократическая или исламская) завоевывает популярность в массах, используя приемы популизма и в некоторых случаях даже дешевого политиканства. Так было в свое время в Иране, Польше, СССР, а недавно – и на постсоветском пространстве.

Теперь, когда «народные революции» в странах СНГ – свершившийся факт, встает закономерный вопрос: кто следующий и на основе какой идеологии произойдут очередные радикальные сдвиги. Учитывая, что пять государств Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также Азербайджан исторически принадлежат к государствам исламского мира, а уровень и качество жизни местного населения оставляют желать лучшего, то нельзя не учитывать и вероятность их революционной исламизации.

О Центральной Азии сказано и написано уже довольно много, а вот внутриполитическая ситуация в Азербайджане, будучи весьма напряженной, остается в стороне от внимания СМИ, хотя вариант прихода к власти оппозиционных сил в этой стране представляется весьма реальным - при определенном и, конечно же, молчаливо одобренным Вашингтоном как местом расположения оранжевого Коминтерна - развитии событий.

Воинствующий исламизм как оппозиционная идеология является на сегодняшний день главным «фактором страха» ввиду фанатизма и жестокости исламских экстремистов. Поэтому совершенно очевидна озабоченность многих по поводу возможного прихода исламистов к власти в светском Азербайджане, геополитическая и топливно-энергетическая значимость которого велика как для России и стран СНГ, так и для США и других стран Запада. Так какие же перспективы у исламистов в Азербайджане? Попробуем разобраться.

Действительно, ислам в Азербайджане является основной (по числу последователей) религией: согласно статистике, из 8,5-миллионного населения страны около 70% азербайджанцев исповедует ислам шиитского толка. После распада СССР в 1991 г. тогдашние власти Азербайджана, ставшего на путь поисков национальной идентичности, национальной идеи, стремились обратить национальный ислам не в противника, а в союзника, и превратили его в официозную религию. К 1992 г. в стране появилось несколько религиозных политических партий и организаций (Азербайджан ислам таракки партийасы, Азад Руханилер, Азербайджан ислам партийасы, общество Товбе и другие), а в 1992 г. была зарегистрирована Исламская партия Азербайджана (ИПА), ставшая впоследствии самой крупной исламской партией в стране. При президенте Абульфазе Эльчибее Азербайджан получил членство в Организации Исламская конференция (ОИК) да и в целом внешнеполитическая ориентация Азербайджана в те годы была скорее происламской, чем прозападной. И лишь приход к власти Гейдара Алиева ознаменовал резкую смену курса в сторону светского государства. 

Вместе с тем даже сегодня исламизм как идеология, цель последователей которой – создание исламского государства (Халифата), имеет вполне солидную базу для своей экспансии в стране. Этот сценарий возможен лишь в случае прихода к власти радикальных исламистов в результате революции. Ряд ставших «классическими» дестабилизирующих экономико-политических факторов, способных стать катализаторами популяризации идей исламизма в массах. К ним в первую очередь относится территориальный спор с Арменией. К этому территориальному спору легко подверстать популистские лозунги о "нищем населении", хотя население Азербайджана живет сегодня очевидно лучше и богаче, чем население любой из соседних постсоветских стран на Южном Кавказе. Опыт истории показывает, что исламисты находят широкую поддержку в основном среди обездоленных и малограмотных слоев населения (преимущественно сельского), а также в кругах радикально настроенной интеллигенции.  Радикализм и бедность – главные союзники воинствующего исламизма. Однако популизм и пропаганда способны превратить в бедность любое богатство, а любую умеренность - в радикализм. Именно этого и добивается Исламская партия Азербайджана, постоянно педалируя тему Карабаха и коррупции в высших эшелонах власти. Есть над чем задуматься. Угроза исламистского реванша представляется вполне реальной.

Однако для того, чтобы получить представление о перспективах исламизма в отдельно взятой стране недостаточно простого перечисления дестабилизирующих факторов, которые могут при неблагоприятной ситуации способствовать распространению там идей этой идеологии. Необходимо еще и совершить экскурс в историю и выяснить, насколько глубоко нормы ислама укоренились в менталитете местного населения, как далеко азербайджанский мусульманин готов зайти ради торжества исламских ценностей. История свидетельствует, что с момента появления на месте нынешнего Азербайджана первых государственных образований и по настоящее время ислам всегда находился в подчинении у властей, играл своего рода роль орудия в деле удержания власти. Единственное исключение – время правления шаха Исмаила (16 век) из династии Сефевидов, который воплотил в себе религиозного и государственного лидера и возвел шиизм в разряд государственной религии. В период нахождения Азербайджана в составе СССР, во времена официального атеизма, не могло быть и речи о каком-либо исламском возрождении в этой республике, не говоря уже о распространении идей исламизма. Но и после получения Азербайджаном независимости ислам продолжал и продолжает оставаться на второстепенных ролях в политической жизни страны.

С приходом в начале 90-х к власти Гейдара Алиева во внутренней политике окончательно восторжествовали принципы модернизма. Алиев декларировал и делом подтвердил ориентацию Азербайджана не на ислам, а скорее на светско-демократические ценности и секулярные идеи в духе воззрений Кемаля Ататюрка. Выстроенному по модели жесткой вертикали власти государственному аппарату нового президента было вовсе ни к чему стихийное, никем не контролируемое исламское движение. Поэтому Алиев взял курс на усиление позиций официального («государственного») исламского духовенства, одновременно искореняя немногочисленные очаги исламского сопротивления (власти продолжили преследования радикальных исламских группировок, а также пресекали подрывную деятельность зарубежных исламских миссионеров в стране). Нынешний президент Ильхам Алиев является продолжателем линии своего отца.

Жесткие меры властей оказались довольно эффективными. Согласно социологическим опросам, большинство азербайджанцев лишь поверхностно знакомы с нормами исламской религии, не читали Коран, и нестрого соблюдает обычаи и обряды ислама. Местные исламисты почти не заявляют о себе громкими терактами и политическими акциями, и власти не видят в них серьезных соперников на предстоящих в ноябре 2005 года парламентских выборах.

К тому же азербайджанские исламисты, будучи в большинстве своем мусульманами-шиитами, автоматически лишаются, в случае революционных изменений, поддержки мусульман-суннитов за рубежом, поскольку последователи этих двух толков ислама редко когда находили общий язык. Да и опыт «народных революций» кое-чему научил власти стран СНГ, которые теперь наверняка усилят контроль за деятельностью различных субъектов оппозиции в своих странах.

С запуском нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан эта страна стала основным каналом транспортировки каспийской нефти на Запад. Ожидается, что реализация этого проекта обеспечит приток в казну около 7 миллиардов долларов в год. Так что повышенное внимание международного сообщества к ситуации в Азербайджане гарантировано.  В условиях глобальной нестабильности и грядущего дефицита углеводородного сырья в странах, обладающих запасами нефти, исламизму все решительнее отказывают в доверии. Таким образом, исламизм в Азербайджане не имеет каких-либо серьезных шансов на успех в ближайшем будущем.

11.07.2005
Дмитрий Карманов

Версия для печати

Прямая речь

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006 
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006 
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006 
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006 
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006 
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006 
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006 
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006 
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?


Реплики

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Назад, в будущее!
Годовщина революции в Киргизии станет праздником
Дмитрий Верхотуров

09.03.2006 
Начало пути
Зарождается азербайджанская диаспора
Сергей Маркедонов

07.03.2006 
Ни шагу назад!
России пора объявить Приднестровье зоной своих стратегических интересов
Алексей Мартынов

06.03.2006 
Разбирание русских земель
Послесловие к юбилею М.С. Горбачева
Сергей Маркедонов

03.03.2006 
Продолжение войны другими средствами
Переговоры по Карабаху возобновились
Игорь Михайлов

01.03.2006 
Согласие - золото
Русские - огромное преимущество Латвии
Комментарий Яниса Урбановича

27.02.2006 
Личная неприязнь
Политическая смерть Алиева близка
Алексей Пантыкин

26.02.2006 
Лед и пламень
Грузия превращается в Прибалтику
Сергей Маркедонов


Прямая речь

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?

09.03.2006
Экономические рычаги. В Приднестровье начинается запланированная гуманитарная катастрофа

07.03.2006
Вход и выход. Российским военным начали выдавать многкратные грузинские визы

07.03.2006
“Утратило актуальность”. Посол Армении в России не в восторге от ЕврАзЭС


Все Суждения

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция
07.03.2006
"Они превращают нас в рабов"
Грузия измывается над азербайджанцами
Комментарий Али Бабаева
27.02.2006
Начальник станции "Жмеринка" отдыхает
Лукашенко играет в преферанс
Станислав Петров
21.02.2006
Финишная прямая Лукашенко
Гадание на голосах, которые останутся от президента
Иван Сухий
13.02.2006
Проклятые вопросы
Как решить проблему Карабаха?
Сергей Маркедонов
30.01.2006
Черкес бежал быстрее лани
Адыгея обратилась в Совет Европы
Сергей Маркедонов
GlobalRus.ru    Потребности    О проекте    GlobalRus.ru © 2003–2006 Кнопка Рамблера