ARABESKI
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Потребности 
 О проекте 

Путаная "дорожная карта"

О новом шансе израильтян и палестинцев

Ближневосточный конфликт уже более полувека является одной из наиболее опасных региональных проблем, не поддающихся лечению мирового сообщества. Тем не менее, было бы некорректным утверждать, что в нем отсутствует какая-либо позитивная динамика развития. Подтверждением этого могут служить сепаратные сделки, на которые ради достижения мира с Израилем пошли Египет (Кэмп-Дэвидский договор 1979 года), а позднее и Иордания (соглашение от 26 октября 1994 года). Конечно, для Каира, как, впрочем, и для Аммана, ценность мирных соглашений не ограничивается исключительно нормализацией отношений с «сионистским врагом», включая урегулирование целого комплекса проблем двустороннего характера. Это и решение территориального вопроса, например, уход Израиля с ранее оккупированного Синайского полуострова, и налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества, и взаимодействие в сфере обеспечения безопасности и обороны. Для двух арабских стран сепаратный мир принес как неоспоримые «плюсы», так и не менее явные «минусы», главным из которых является осложнение отношений с рядом политических режимов в регионе. Однако, несмотря на всю значимость нормализации отношений с Израилем, куда более важным для политических элит Египта и Иордании являлась демонстрация Вашингтону своей лояльности к проводимой им в регионе внешней политики. А стратегическое партнерство с Израилем являлось и по-прежнему остается неотъемлемым элементом американского подхода к «умиротворению» Ближнего Востока. С точки же зрения мирового сообщества, важным представляется то обстоятельство, что сепаратные сделки позволили хоть отчасти урегулировать отдельные стороны ближневосточного конфликта, исключив из него две арабские страны в качестве его активных участников.

Однако разрешение этого затяжного регионального противостояния представляется невозможным без нормализации ситуации в Палестине, которая является сердцевиной арабо-израильских противоречий второй половины ХХ века - начала XXI столетия. Недавний визит премьер-министра Великобритании Тони Блэра в Израиль и его встречи с израильским и палестинским руководством продемонстрировали волю мирового сообщества к реанимации мирного процесса в регионе на палестино-израильском направлении. Лондон, проявляя инициативу по созыву полномасштабной международной конференции по ближневосточной проблематике и предлагая себя в качестве места ее проведения, стремится в очередной раз предложить конфликтующим сторонам уже разработанную формулу примирения, получившую название «дорожная карта». Актуальность этого плана, пользующегося поддержкой мирового сообщества, систематически подтверждается заявлениями лидеров ведущих государств мира и региона, тем не менее вызывает многочисленные нарекания со стороны Израиля.

В целом, план мирного урегулирования ближневосточного конфликта - «дорожная карта» - можно рассматривать как продолжение американской политики сепаратных сделок отдельных арабских режимов с Израилем, так как вычленяет из общего контекста региональных проблем один его палестино-израильский сегмент. США, Россия, Европейский Союз и ООН, являющиеся разработчиками этой мирной инициативы и международными посредниками между противостоящими сторонами, исходили из того, что без определения судьбы палестинского народа в границах сектора Газа и Западного берега реки Иордан попытки решения противоречий между арабским миром, прежде всего Сирией и Ливаном, с одной стороны, и Израилем, с другой, будут тщетными.

Данный план представляет собой реальный всеобъемлющий проект установления мира на Ближнем Востоке. Для реализации его цели -окончательного и всеобъемлющего урегулирования палестино-израильского конфликта к 2005 году путем создания независимого палестинского государства - предусматривался целый комплекс конкретных мер с определением четких этапов, временного графика и критериев, нацеленных на продвижение в политической области, сфере безопасности, экономической, гуманитарной сферах, а также в области институционального строительства под эгидой «четверки». Он был представлен правительству Израиля и Палестинской Национальной Администрации (ПНА) 30 апреля 2003 года. При этом, данный документ исходил из принципа мирного сосуществования двух государств - Израиля и Палестины, что было подтверждено в резолюции 1397 (2002) Совета Безопасности ООН.

В целом, предложенный «чеетверкой» международных посредников проект включал три эапа осуществления мирного плана, который помимо создания  независимого, демократического и жизнеспособного палестинского государства положил бы конец палестино-израильскому конфликту и оккупации, начавшейся в 1967 году, на основе мадридских принципов и формулы «земля в обмен на мир», резолюций 242, 338 и 1397 СБ ООН, открыв, тем самым, простор для продвижения к всеобъемлющему миру на сирийско-израильском и ливано-израильском направлениях.

На первом этапе «дорожной карты», которому отводилось чуть более месяца – с апреля по май 2003 года, предполагалось положить конец терроризму и насилию, нормализовать жизнь палестинцев, улучшить гуманитарную ситуацию на палестинских территориях и восстановить палестинские структуры власти. От самих палестинцев на этом этапе требовалось «немедленное, безусловное прекращение актов насилия». В свою очередь, Израиль, отвечая на эти действия палестинцев, должен был обязаться вывести свои войска с палестинских территорий, оккупированных после 28 сентября 2000 года - момента начала второй палестинской интифады. При этом, обеим сторонам предписывалось официально признать право друг друга на независимое и мирное сосуществование.

Второй этап мирного плана «четверки», который носил характер переходного процесса и которому была отведена вторая половина 2003 года, связан с созданием независимого палестинского государства с «временными границами и атрибутами суверенитета». Стимулируя этот процесс, США, Россия, ЕС и ООН обязались созвать международную конференцию по экономическому восстановлению Палестины. Одновременно с этим, предполагалось, что арабские государства восстановят торговые, дипломатические и другие связи с Израилем, существовавшие до начала интифады, т.е. до сентября 2000 года. С целью соблюдения всех условий процесса формирования палестинского государства «ближневосточная четверка» совместно с мировым сообществом должна была создать механизм мониторинга ситуации, включающий направление в регион международных наблюдателей.

Наконец, на последнем, третьем этапе (2004-2005 годы) предусматривалось достижение соглашения о постоянном статусе и окончание конфликта, которое бы создало условия для «консолидации реформ и стабилизации палестинских структур власти, эффективной работы палестинских служб безопасности и палестино-израильских переговоров по установлению постоянного статуса Палестины в 2005 году». В рамках этого этапа предполагался созыв второй международной конференции, которая была призвана утвердить соглашения, достигнутые между Израилем и Палестиной, об окончательных границах, статусе Иерусалима, палестинских беженцев и израильских поселений.

Итогом «дорожной карты» должно было стать восстановление арабскими государствами «нормальных отношений с Израилем», что означало бы полное завершение арабо-израильского конфликта.

Этот план мирного и всеобъемлющего урегулирования ближневосточной проблемы, скорректированный в соответствии с поправками израильской и палестинской сторон и одобренный ими, был утвержден специальной резолюцией Совбеза ООН 19 ноября 2003 года и подлежал неукоснительному исполнению. Однако «дорожная карта» не была реализована, прежде всего из-за неготовности как Израиля, так и палестинских властей.

В настоящее время сложилась уникальная возможность для того, чтобы план, предложенный «четверкой», превратился из «протокола о намерениях» в документ практической политики. Мировое сообщество не только утратило интерес к «дорожной карте», но со все большей настойчивостью призывает израильтян и палестинцев выполнять ранее взятые обязательства. Избрание нового легитимного председателя Палестинской Национальной Администрации Махмуда Аббаса, известного своей приверженностью мирному процессу в регионе и стоявшего у истоков основополагающих договоренностей с Тель-Авивом в сентябре 1993 года, и приведение к присяге нового израильского коалиционного правительства во главе с Ариэлем Шароном – «жестким» политиком, способным реализовывать принятые решения, создают благоприятные условия для прорыва в палестино-израильских отношениях и вывода их из тупика. Немаловажным является и психологический аспект, который заключается в том, что США и Израиль получили в лице нового палестинского лидера политического деятеля, которого, в отличие от Ясира Арафата, они готовы рассматривать в качестве реального партнера по переговорам.

Тем не менее, как в Израиле, так и на палестинских территориях существуют мощные политические силы, резко выступающие против любых соглашений с оппонентами и называющими их «предательством национальных интересов». Говоря о палестинской автономии, следует признать, что, несмотря на убедительную победу на недавних выборах, М.Аббас пользуется в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан весьма ограниченной поддержкой населения. В случае отсутствия какой-либо положительной динамики в улучшении социально-экономического положения на палестинских территориях и практических результатов в диалоге с Израилем, многие из тех, кто отдал свои голоса за Аббаса на выборах председателя ПНА, могут пополнить многочисленные ряды его политических оппонентов, жестко выступающих за отказ от контактов с «сионистским агрессором». В то же время сформированный в Израиле коалиционный кабинет министров, опирающийся на поддержку членов кнессета от партии премьер-министра Ариэля Шарона «Ликуд», лейбористов, возглавляемых Шимоном Пересом, и небольшой ультра-ортодоксальной религиозной партии, никак не представляет собой несокрушимый монолит. Реализация ранее принятого плана правительства по одностороннему размежеванию с палестинцами, предусматривающего эвакуацию еврейских поселенцев из сектора Газа и четырех поселений с Западного берега реки Иордан, может спровоцировать крупномасштабный гражданский конфликт в израильском обществе и привести к отставке кабинета А.Шарона. Да, и позиция Джорджа Буша нельзя назвать непоколебимой. Увязнув в «иракской кампании», американской администрации может просто не хватить времени и настойчивости для борьбы на два фронта.

Создавшаяся ситуация, связанная со сменой руководства в Палестинской Национальной Администрации, которую в Вашингтоне и Тель-Авиве называли едва ли не главным условиям возобновления переговорного процесса в регионе, и готовностью израильских властей пойти на демонтаж части еврейских поселений в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, решимость к чему не демонстрировало ни одно прежнее правительство страны, действительно уникальна для реализации плана «дорожная карта». Однако на ней указан лишь предлагаемый маршрут, который может не устроить всех пассажиров, двигающихся по ближневосточной дороге.

13.01.2005
Андрей Овчаров

Версия для печати

Прямая речь

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006 
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006 
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006 
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006 
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006 
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006 
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006 
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006 
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?


Реплики

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Назад, в будущее!
Годовщина революции в Киргизии станет праздником
Дмитрий Верхотуров

09.03.2006 
Начало пути
Зарождается азербайджанская диаспора
Сергей Маркедонов

07.03.2006 
Ни шагу назад!
России пора объявить Приднестровье зоной своих стратегических интересов
Алексей Мартынов

06.03.2006 
Разбирание русских земель
Послесловие к юбилею М.С. Горбачева
Сергей Маркедонов

03.03.2006 
Продолжение войны другими средствами
Переговоры по Карабаху возобновились
Игорь Михайлов

01.03.2006 
Согласие - золото
Русские - огромное преимущество Латвии
Комментарий Яниса Урбановича

27.02.2006 
Личная неприязнь
Политическая смерть Алиева близка
Алексей Пантыкин

26.02.2006 
Лед и пламень
Грузия превращается в Прибалтику
Сергей Маркедонов


Прямая речь

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?

09.03.2006
Экономические рычаги. В Приднестровье начинается запланированная гуманитарная катастрофа

07.03.2006
Вход и выход. Российским военным начали выдавать многкратные грузинские визы

07.03.2006
“Утратило актуальность”. Посол Армении в России не в восторге от ЕврАзЭС


Все Суждения

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция
07.03.2006
"Они превращают нас в рабов"
Грузия измывается над азербайджанцами
Комментарий Али Бабаева
27.02.2006
Начальник станции "Жмеринка" отдыхает
Лукашенко играет в преферанс
Станислав Петров
21.02.2006
Финишная прямая Лукашенко
Гадание на голосах, которые останутся от президента
Иван Сухий
13.02.2006
Проклятые вопросы
Как решить проблему Карабаха?
Сергей Маркедонов
30.01.2006
Черкес бежал быстрее лани
Адыгея обратилась в Совет Европы
Сергей Маркедонов
GlobalRus.ru    Потребности    О проекте    GlobalRus.ru © 2003–2006 Кнопка Рамблера