ARABESKI
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Потребности 
 О проекте 

Нет больше "лиц кавказской национальности"

Россия после Беслана

В новейшей отечественной истории образовался очевидный рубеж. Что изменилось в России после Беслана? Статьей, предлагаемой вниманию читателя, мы открываем цикл на эту тему. - GlobalRus.     

Наверное, один из самых главных итогов захвата школы в осетинском городе Беслане состоит в том, что для огромного числа русских людей отныне навсегда умерло понятие «лица кавказской национальности». Теперь каждый знает, каждому доходчиво объяснили страшным зрелищем беды осетинских детей: "кавказские национальности" бывают разными, и люди прекрасно знают эту разницу. И отныне нам придётся учиться отличать одних от других, а для этого – волей-неволей изучать тех, кто живёт рядом с нами – их историю, национальные культуры, даже языки. Просто для того, чтобы знать, чего и от кого ждать.

Мы начнём с тех, кого больше.

Азербайджанцы сегодня – вторая по величине этническая группа Москвы; по некоторым данным, их в столице сегодня едва ли не полтора миллиона – гораздо больше, чем в Баку. В самом Азербайджане сегодня в основном старики, женщины и дети – мужчины в массе уехали на заработки в Россию, и далеко не все имеют возможность перевезти семьи к себе. В Москве азербайджанец устойчиво воспринимается как торговец с продуктового рынка – это основной «профиль занятий» диаспоры. И воспринимать его как-то иначе – труд ума. Разве что маленькая белая скульптурка – Низами – в тихом скверике между Леонтьевским и Брюсовым переулками, в нескольких десятках метров от Тверской и Моховой, напоминает о себе москвичам и бродящим по центру туристам.

А я вот – так получилось – знаком совсем с другими российскими азербайджанцами. Один, программист-системщик, уехавший из Баку в 87-м, пройдя длинный путь от сисадмина и кодера к руководству отделами IT, сейчас – топ-менеджер крупной и перспективной хайтек-компании. Другой – инженер-строитель, работающий сейчас в уцелевшем с советских времён проектном институте. Третий – художник, дизайнер по компьютерной графике, а попутно – студент-культуролог.

Ещё после известного русско-кавказского конфликта в Красноармейске я дал себе слово пойти и попробовать раскрутить кого-нибудь из них на откровенный и серьёзный разговор о том, каково это - быть сегодня мало того, что кавказцем, так ещё и мусульманином, да к тому же представителем самой крупной кавказской этнической группы в Москве. Какие-то разговоры получились, какие-то нет: мне было важно выйти за грань привычных, набивших оскомину шаблонов о «межнациональных отношениях», попробовать подумать о том, что происходит в сознании эмигранта, уехавшего с родины и живущего в условиях, где внутренне «чужим» является само устройство жизни.

Легче всего, как ни странно, оказалось говорить про ислам. «Ты же понимаешь – говорил мне вчерашний ученик «Строгановки» - что ислам как бы не вполне религия. Это скорее такой придуманный Магомедом способ без неё обходиться. Заменить собственно культ несколькими простыми правилами,  послушанием властям и общением с Богом без посредников, без иерархии и церкви… Поэтому когда говорят об исламских народах, я всегда внутренне морщусь – мы изначально, по принципу, совершенно светские, такие «псевдоатеисты» с верой только в Бога и ни во что больше…» Я сказал, что меньше всего такая мысль может быть свойственна представителю культуры, исторически бывшей центром распространения и воспроизводства мусульманской традиции на Кавказе – исламского образования, суфийских учений... «Именно поэтому – ответил он – в местах вроде Чечни, где люди хотели абсолютной веры, дающей абсолютную санкцию на всё что угодно, а ислам появился совсем недавно, появляются и живут секты вроде ваххабитской, а азербайджанец – ментально и культурно анти-фанатик и антиклерикал. Ислам для нас – скорее способ избегать вопросов веры, чем зацикливаться на них».

Диаспора – гораздо более трудная тема. Понятно, что те, кто работает в каких-то других сферах, чем большинство родственников и земляков, внутренне удаляется от них, оказывается как бы на отшибе от остальных. Уклад жизни определяет общность интересов больше, чем родство как таковое: если тебе не о чем говорить с родственником, ты всё равно встречаешься с ним редко, даже если очень его любишь. Спаянность, огромный уровень «интегрированности» национальных диаспор – прямое следствие своеобразной «специализации» по видам деятельности.

С азербайджанской диаспорой в Москве именно это и происходит: люди, занимавшиеся у себя на родине самыми разными видами деятельности и, следовательно, принадлежавшие к разным социальным группам, здесь в своём большинстве оказались «в одной лодке» - учитель и грузчик, земледелец и шофёр, чабан и третий секретарь райкома партии. В результате уже здесь, в Москве, между всеми ними возникает сильная языковая и культурная общность, которой никогда не могло быть на родине. И вслед за ней – механизмы взаимопомощи, защиты от конфликтов с властью, общие кассы землячеств,  внутридиаспоральный рынок вакансий и кадров… Всё то, о чём в российских прожектах гражданского общества говорится как о невозможной утопии, в землячествах работает максимально эффективно.

Однако для тех, кто избрал какие-то другие виды деятельности, по сравнению с тем, чем занимается «родня», эта эффективность практически не работает и их не касается – просто не возникает таких механизмов. А потому они – те, кто вместо торговли или строительных бригад пытается идти, скажем, в науку или в «белые воротнички», гораздо быстрее отрываются от «своих», оказываются вынуждены выживать в одиночку и попутно «учиться быть русскими».

«Я уже не чувствую себя азербайджанцем» - говорит мой собеседник. «Когда я приезжаю в Баку к родственникам, я ловлю себя на том, что не понимаю их интересов, их жизни, даже того, о чём они говорят. Дело не в том, что забываю язык, а в том, что оказывается слишком мало общих тем. Я чувствую себя дальним потомком каких-то эмигрантов, приехавшим посмотреть на родину предков. Хотя уезжал ведь сам, и сравнительно недавно – всего-то семнадцать лет назад... Кто я? Наверное, русский большой России – если только русские согласятся с таким определением».

На этой фразе я решил подловить своего азербайджанца. И, конечно, спросил об армянах – будучи в уверенности, что в таких случаях в любом сколь угодно образованном и культурном кавказце играет родовое. Но ответ получил ещё более неожиданный.

«Мне кажется, что в этих темах слишком много конъюнктуры и мифологии. Лично моя история была такой: когда моя новорождённая дочь умирала из-за каких-то проблем с пуповиной, ей давали один день жизни и никто не знал, что делать, хирург-армянин на свой страх и риск взялся её оперировать – и она выжила. А потом, когда у жены не было молока и мы искали в Москве кормилицу, опять не нашли никого, кроме армянки. А ещё через полгода прямо под нами загорелась квартира, и совершенно незнакомые соседи, поднявшие тревогу и вызвавшие пожарных, опять оказались армянами…

Конечно, в 92-м году у всех поехала крыша и все со всеми принялись воевать за вещи, о которых они семь лет назад даже не думали… Но сейчас, хотя я там и не живу, я рад, что на моей родине нет войны и нет правителей, которые её хотят – а есть более-менее прочная власть, которая добывает нефть и на эти деньги обеспечивает там порядок и покой. Что я не вижу Баку в телевизоре каждый день – так, как сейчас вижу Тбилиси, Цхинвали, Грозный и всё остальное».

На этом моменте мне, как ни странно, стало грустно. Потому что нынешний Кавказ – это скорее место бесконечных конфликтов – активных, замороженных, тлеющих, возникающих вновь… А человек, уехавший из Баку в 87-м, стал для меня живым посланием оттуда, из прямо противоположного кавказского опыта – опыта долгой совместной и мирной жизни на небольшой территории десятков народов, зачастую весьма разных культур. Сожительства, может быть, без особой любви – но уж точно без постоянной крови. Когда-то ведь там было, наверное, уникальное в этом смысле место на Земле.

И потому я начал говорить о том, ради чего пришёл – о кавказских погромах на рынках, массовых драках с ножами и об этнической преступности. Выдержит ли Москва? Не станет ли она ещё одним Карабахом? Что будет, когда в русских школах дети азербайджанцев начнут группироваться вместе и разговаривать на своём непонятном языке?

Мой собеседник ответил так. «Вы сами не замечаете, как постепенно проникаетесь кавказским менталитетом, перенимаете его от мигрантов. Для русских уже легитимна месть – когда правозащитники оправдывают тех, кто взрывает и берёт в заложники, они подразумевают за ними моральное право отомстить. Люди ищут земляков, объединяются в группы по месту рождения – так появляются всевозможные «питерские». Наконец, начинаются разговоры про то, кто где хозяин и кто гость – для нас естественные.

Но я не считаю, что это плохо. Собственно, именно это умение отделить, что своё, что чужое и что общее, постоять за себя, до последнего времени было тем, что создавало возможность мира на Кавказе, где вместе жили много разных народов. В том же Азербайджане живут армяне, курды, турки, иранцы и много кто ещё, и азербайджанцы знают, что они на этой земле главный, но не единственный народ. А сейчас ещё есть и диаспора, которая учится жить в меньшинстве, на положении переселенцев – и это ей очень трудно; азербайджанцы никогда раньше так не жили. Но ведь то же самое получилось и с русскими! Когда это в истории было столько миллионов русской диаспоры в нерусских странах?

Я думаю, раз в Москве знают то, что в соседних странах живут русские именно так, как азербайджанцы здесь – «понаехали» недавно, занимаются не тем, чем занимается коренное население и т.д., уже одно это остановит любой нацизм: сегодня ты начнёшь резать мигрантов, а завтра в этих странах начнут резать русских. И наоборот: сегодня диаспоры получат особые позиции в Москве, а завтра русские сообразят, что так можно, сорганизуются и станут хозяевами в республиках – русские же гораздо больше всего умеют! А потому все эти погромы – это такая жёсткая учёба жить вместе, причём взаимная. На Кавказе её проходят уже не первый век».

07.09.2004
Алексей Чадаев

Версия для печати

Прямая речь

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006 
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006 
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006 
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006 
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006 
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006 
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006 
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006 
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?


Реплики

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Назад, в будущее!
Годовщина революции в Киргизии станет праздником
Дмитрий Верхотуров

09.03.2006 
Начало пути
Зарождается азербайджанская диаспора
Сергей Маркедонов

07.03.2006 
Ни шагу назад!
России пора объявить Приднестровье зоной своих стратегических интересов
Алексей Мартынов

06.03.2006 
Разбирание русских земель
Послесловие к юбилею М.С. Горбачева
Сергей Маркедонов

03.03.2006 
Продолжение войны другими средствами
Переговоры по Карабаху возобновились
Игорь Михайлов

01.03.2006 
Согласие - золото
Русские - огромное преимущество Латвии
Комментарий Яниса Урбановича

27.02.2006 
Личная неприязнь
Политическая смерть Алиева близка
Алексей Пантыкин

26.02.2006 
Лед и пламень
Грузия превращается в Прибалтику
Сергей Маркедонов


Прямая речь

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?

09.03.2006
Экономические рычаги. В Приднестровье начинается запланированная гуманитарная катастрофа

07.03.2006
Вход и выход. Российским военным начали выдавать многкратные грузинские визы

07.03.2006
“Утратило актуальность”. Посол Армении в России не в восторге от ЕврАзЭС


Все Суждения

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция
07.03.2006
"Они превращают нас в рабов"
Грузия измывается над азербайджанцами
Комментарий Али Бабаева
27.02.2006
Начальник станции "Жмеринка" отдыхает
Лукашенко играет в преферанс
Станислав Петров
21.02.2006
Финишная прямая Лукашенко
Гадание на голосах, которые останутся от президента
Иван Сухий
13.02.2006
Проклятые вопросы
Как решить проблему Карабаха?
Сергей Маркедонов
30.01.2006
Черкес бежал быстрее лани
Адыгея обратилась в Совет Европы
Сергей Маркедонов
GlobalRus.ru    Потребности    О проекте    GlobalRus.ru © 2003–2006 Кнопка Рамблера