


О последней силовой предвыборной акции президента Белоруссии Александра Лукашенко рассуждает в эксклюзивном интервью АРАБЕСКАМ Владимир Мацкевич, аналитик, руководитель "Агентства гуманитарных технологий".
- Как бы Вы оценили историю с разоблачением заговора 72 подрывных организаций?
- Я помню предшествующий случай - процесс Промпартии в 30-е годы. Лукашенко играет как по нотам.
- А что думает белорусское общество?
- Все знают, что это ложь, но в идеологизированном обществе все ее повторяют, понимая, что повторение - мать учения и так что так и надо говорить. А раз надо - говорят.
- А как случившееся повлияет на внутриполитический расклад?
- Никак не повлияет. Дело не в каких-то обстоятельствах, пусть даже столь громких. Дело в политической системе. Система такова, что исход выборов предопределен. Единственное, чего я не понимаю, зачем надо было разоблачать этот заговор так грубо. Грубость и брутальность происходящего мне не до конца ясна. Это демонстративный пиаровский ход. Можно так рассудить. Но пиар - это все-таки в большей степени слова. А тут слова сопровождают действия прокуратуры и силовиков. Так что это это не пиар, а информационное сопровождение силовой акции. Режим демонстрирует, что он ничего не боится. Белорусы, сидите спокойно, мы останемся у власти на веки вечные, - как бы говорит он. В том числе это и мессадж России: мол, вы, конечно, можете перекупить у нас "Белтрансгаз", но вы же понимаете, что будете владеть только тем, чем мы позволим вам владеть. Развлекайтесь там у себя с маски-шоу и спором хозяйствующих субъектов, а у нас все без масок, честно и открыто. И никакого общественного возмущения, что интересно. Ну и, конечно, Лукашенко посылает сигнал Западу: вы, конечно, можете иметь тут Милинкевича и даже Козулина, на здоровье! Только мы их будем периодически сажать и давить. А вы будете их содержать, трудоустраивать, как вы содержали в свое время, например, Ясира Арафата. И всем будет хоршо: вам - телевизионная картинка, нам - внутриполитической комфорт.
- Насколько такие представления режима о реальности совместимы с самой реальностью?
- Это вопрос из серии, могут ли машины мыслить. К сожалению, в последние годы в машину белорусской власти встраивается все большее число умных людей. Если в середине 90-х успехи режима были вызваны удачными, но случайными действиями, то сегодня элемент случайности придется исключить. Режим наполняется тонкими мыслящими людьми. Это люди с современной европейской западной подготовкой и без каких бы то ни было моральных принципов, или с соответствующими моральными принципами.
- А как выглядят на их фоне оппозиционные политики?
- Оппозиция проигрывает вчистую, как в электоральном, так и в интеллектуальном плане. Понимание реального положения дел среди оппозиции можно встретить довольно редко. Оппозиция состоит из романтиков, а не из прагматиков. Все их действия вызваны книжными представлениями о добре и зле, а также тем, что пепел Клааса стучит в моем сердце. У каждого должен быть свой Клаас.
- Насколько трезво оценивают ситуацию в России и на Западе?
- Когда я приезжаю в Россию и начинаю покритиковывать Россию, мне говорят, что Россия неоднородна. И даже Москва неоднородна, и даже в Кремле, дескать, есть разные мнения. Но ведь то же самое относится и к Западу! В Америке и в Европе тоже есть разные мнения. Пока что в Америке господствует мнение, что Белоруссия - это не наше дело, но у нас есть графа расходов на Белоруссию, которую ее надо осваивать. В Европе я в данный момент нахожусь, разговариваю с разными людьми и могу поделиться с вами свежими впечатлениями. Понимание реального положения дел почти отсутствует. Европа консервативна, бюрократична, и поэтому трехгодичной давности мнения определяют сегодняшнюю ее политику. В силу бюрократизма Европа работает с официальными структурами, то есть с Лукашенко. И европейская финансовая помощь распределяется так: 4/5 идет Лукашенко и только 1/5 - оппозиции. Мы вкладываем в порядок, а кто его обеспечивает, не так уж важно, - полагают в Европе. Мне как раз вчера приходилось разговаривать с одним шведом, который, в отличие от большинства европейских чиновников, хорошо понимает, что происходит на самом деле. Он сказал мне: "Я всегда объясняю в Евросоюзе, что то, что происходит на картинке Euronews, оплачено вашими собственными деньгами". Как в Белоруссии, так и в Палестине.
- Как вы оцениваете предвыборные перспективы Лукашенко? Его и без того заоблачные проценты после истории с заговором станут еще заоблачнее?
- Даже если бы он палец о палец не ударил, ему все равно больше 50% было бы обеспечено. А все эти действия производятся лишь с одной целью - Лукашенко посылает мессаджи. Своему народу, России, Западу. Диктаторский режим - это все равно что езда на велосипеде. Останавливаться нельзя, можно ехать только вперед. Пока что все остальные пассивно наблюдают за этой быстрой ездой.
- Чем объясняется спокойное отношение не только Запада, но и России к случившемуся?
- Россия не имеет внятной стратегической политики в отношении своих бывших сателлитов. Ничего, кроме оперативного реагирования на какие-то события. Слава богу, что Россия хоть реагирует оперативнее, чем Европа, не через три года. Через зеркало СМИ какое-то влияние оказывается на Белоруссию из России. Но оно пока рефлексивное, зеркальное. По российским СМИ я познаю Белорусь, а русские могут понять Россию, глядя на свое отражение в Белоруссии. Влияние сегодняшней России на сегодняшнюю Белоруссию весьма и весьма ограничено. И важно, чтобы Россия трезво отдавала себе в этом отчет. Иначе дальше будет только хуже.
 |