


Министерство иностранных дел Литвы распространило сообщение, в котором выражает обеспокоенность "искусственно нагнетаемой напряженностью в Грузии". "Прекращение Россией выдачи виз гражданам Грузии; нарушение воздушного пространства Грузии; спешно проведенные маневры вблизи грузинской границы; отказ России прибыть на переговоры ОБСЕ об урегулировании конфликта в Южной Осетии в Вену; немотивированно отложенный Россией визит премьера Грузии в Москву; агрессивная пропагандистская кампания против Грузии – это неадекватная реакция на стремление суверенного государства обеспечить свою территориальную целостность и урегулировать внутренние конфликты мирными методами, приемлемыми для международного сообщества", - говорится заявлении МИД Литвы.
В ответ МИД России взывал посла Литвы Римантаса Шидлаускаса, и сделал ему представление в связи с заявлением литовского министерства.
Столь резкое выступление МИДа Литвы по крайне далёкой от Прибалтики политической проблеме вызывает удивление. Как отметил в интервью “Арабескам” российский политолог, специалист по странам Балтии Владимир Симиндей, Литва никогда не была включена в процесс миротворчества на Кавказе.
Поэтому, считает Симиндей, взвешенного комментария по этому вопросу от Вильнюса и ожидать не стоило. Причин, по которой МИД сделал соответствующее заявление, две.
Во-первых, в Литве есть желание перенести остроту полемики с Россией подальше от сорбственной территортии. Дело в том, что литовский бизнес заинтресован в развити прагматичных торгово-экономических связей с российскими партнерами, а на изменение общего тона отношений политическая элита позволить себе не может.
Во-вторых, и это, по мнению Симиндея, главная причина, заявление МИД свидетельствует скорее о внутриевропейских политических процессах. Литовская риторика – проявление конкуренции между прибалтийскими республиками за симпатию со стороны НАТО и европейских структур.
Так, спикер латвийского парламента Ингрида Удре уже заявляла, что Латвия готова направить свой военный контингент в зону конфликта Грузии с Южной Осетией или Абхазией. Делали прибалтийские страны и многие другие заявления, связанные с поддержкой режима Саакашвили. Прибалтийские страны, говорит Симиндей, просто конкурируют за первенство в деле экспорта натовских ценностей, пытаются таким образом самоутвердиться во внутриевропейском масштабе. Дополнительно подхлестнуло ревность официального Вильнюса назначение саммита НАТО в соседней Риге. В результате Литва почувствовала необходимость самоутвердиться и напомнить о себе европейским партнерам.
Кавказский регион и Москва, по большому счёту, вообще не имеют никакого отношения к ситуации, риторика МИДа Литвы нацелена на совершенно другого слушателя. Хотя это вполне понимают в Москве, справедливую, но жёсткую реакцию МИД России можно считать оправданной, поскольку заявление литовцев может создать иллюзию широкой международной поддержки агрессивных действий режима Саакашвили, подчеркнул Симиндей. Фактически, напряжённость вокруг Южной Осетии и Кавказа вообще стала разменной картой в попытке официального Вильнюса добиться преференций от своих западных соседей, заключил политолог.
 |