ARABESKI
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Потребности 
 О проекте 

Косово и не-Косово

Постсоветские непризнанные государства и мировой опыт

Непризнанные государства, возникшие вследствие распада СССР, – Республика Абхазия, Республика Южная Осетия (официально входящие в состав Грузии), Нагорно-Карабахская Республика, НКР (в составе Азербайджана), Приднестровская Молдавская Республика, ПМР (часть Молдовы) – с формально-правовой точки зрения не существуют для мирового сообщества. Это, однако, не мешает им являться реальными участниками «большой игры» на территории бывшего Советского Союза/

С политическими хитросплетениями вокруг перечисленных новообразований так или иначе связаны многие события в странах СНГ. Собственно процесс американизации и европеизации постсоветского пространства в значительной степени был вызван стремлением новых независимых государств (Грузия, Азербайджан, Молдова) вернуть военно-политический контроль над утраченными регионами в условиях, когда последние пользуются поддержкой со стороны России.

В последние несколько дней непризнанные государства евразийского пространства снова попали в центр внимания ведущих мировых политиков и политологов. «Помогло» этому интенсивное обсуждение перспектив другого непризнанного государства - Косово в преддверии заседания контактной группы в Лондоне по урегулированию ситуации в этом образовании. Фактическое самоопределение Косово, поощряемое Евросоюзом и США, становится причиной массовых ожиданий в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье на международное признание. В личных беседах с представителями карабахского МИДа и депутатами парламента НКР автору этих строк не раз доводилось слышать, что неучастие НКР в проекте СНГ-2 (т.е. интеграционных проектах и союзах с другими непризнанными образованиями на постсоветском пространстве) объясняется только одним. НКР хочет получить признание, не отягощенное «дурными связями» с режимами, вызывающими «неоднозначную реакцию» на Западе. Отсюда и чрезмерная чувствительность карабахского истеблишмента к требованиям демократизации режима и буквальное копирование косовского принципа «сначала демократические свободы, потом - статус».

На сегодняшний день Косово (бывший автономный край в составе югославской Республики Сербия) - единственное сохранившееся непризнанное государство на постюгославском пространстве. Как и на территории бывшего СССР, этническое самоопределение в Югославии породило феномен непризнанных образований. В начале 1990-х гг. таковыми стали Сербская Краина (de jure- территория независимой Хорватии) и Республика Сербская (юридически - часть Боснии и Герцеговины) и Косово. Оба обозначенных выше образования были созданы для самоопределения сербского этноса. Третьим непризнанным образованием, провозгласившим сецессию от Сербии, стало албанонаселенное Косово. Не разбирая детально балканские хитросплетения (требующие не отдельной статьи, а многотомной монографии), заметим лишь, что в серии кровавых межэтнических конфликтов, симпатии демократического Запада были однозначно на стороне противников «имперско-коммунистических» сербов. Лишь сегодня, спустя полтора десятка лет, европейские и американские политики дают взвешенные диверсифицированные оценки событий начала 1990-х гг., признавая этнические чистки делом не только поборников «великосербской идеи».

«Решения по Косово должны иметь универсальный характер, - заявил президент России Владимир Путин в преддверии заседания в Лондоне контактной группы по Косово, в котором будет участвовать глава МИД России Сергей Лавров: "Это чрезвычайно важный для нас вопрос не только с точки зрения соблюдения принципов международного права, но и исходя из практических интересов постсоветского пространства. Все варианты, которые будут вырабатываться контактной группой, должны иметь универсальный характер. Не все конфликты разрешены на постсоветском пространстве. Мы не можем идти по пути, когда в одном месте будем применять одни принципы, а в другом - другие".

Иного мнения придерживаются представители Вашингтона. Заместитель государственного секретаря США по европейским делам Розмари ди Карло в интервью российскому изданию «Коммерсант-daily» заявила, что самоопределение Косово - уникальный случай, не имеющий аналогов: «Мы считаем, что ситуация в Косово и само Косово как явление уникальны. Ситуация в Косово стала результатом насильственного распада Югославии. И международное сообщество приняло меры для стабилизации ситуации в Косово, потому что Милошевич нарушил резолюцию Совбеза ООН № 1244. А что до возможного разрешения других замороженных конфликтов по косовской модели – к ним не применялись резолюции ООН».  

Однако, несмотря на различные подходы ведущих международных акторов к ситуации в Косово, непризнанные образования постсоветского пространства внимательнейшим образом следят за всеми перипетиями в Приштине и вокруг нее. По словам министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба, «если говорить о правовых, исторических основаниях наших притязаний на независимость, то они у нас сильнее, чем, скажем в Косово. Поэтому, если по отношению к Абхазии будет допущена несправедливость (т.е. ее независимость не будет признана мировым сообществом - С.М.), народ будет добиваться возвращения справедливости, народ будет добиваться независимости». По мнению же лидера Демократической партии Армении Арама Саркисяна, «если международное сообщество признает Косово независимым субъектом, то нам будет совершенно непонятно, если оно же не признает юридически закрепленный факт независимости Нагорно-Карабахской Республики. Это будет проявлением двойных стандартов».  Один из официальных идеологов ПМР, Директор филиала "Совета по национальной стратегии", заведующий кафедрой теории и методологии социологии Приднестровского госуниверситета Дмитрий Соин в беседе с корреспондентом информационного агентства «REGNUM» так прокомментировал косовско-приднестровские параллели: "Я считаю, что решение косовского вопроса вышло на финишную прямую, и ни для кого не секрет, что готовится провозглашение практически независимого государства Косово. Косовская республика была создана в результате длительной гражданской войны и внешнего вмешательства, когда западное сообщество заставило Югославию уйти с этой территории. В итоге мы получили этнические и религиозные чистки, геноцид православных верующих. Все это осуществлялось албанским большинством под прикрытием миротворческого контингента НАТО. Тем не менее, несмотря на все эти издержки, западный мир готов признать Косово как независимый субъект международного права…Изначально Приднестровье было создано по волеизъявлению населения, в республике сформировалась уникальная этническая общность - это приднестровский народ, у нас есть сложившиеся геополитические, этнокультурные, исторические ориентиры. Считаю, что это является серьезной основой того, что Приднестровье может быть самостоятельным государством. В распоряжении республики находится мощнейший аграрно-промышленный комплекс, который может позволить Приднестровью в случае признания абсолютно самостоятельно существовать и развиваться и, более того, быть в определенном смысле образцом экономической и политической модели для многих стран Восточной Европы.

Таким образом, страны  «СНГ-2» на постсоветском пространстве будут использовать казус Косово на все 100% для легитимации собственной государственности. Будет это стремление поддержано в Брюсселе, Вашингтоне или в Москве, для них не имеет принципиального значения. В этой связи возникает непраздный вопрос: «Какими политическими ресурсами обладают непризнанные государства?» Поддержка России - важное, но далеко не единственное условие. Тем паче, что такая поддержка наличествует далеко не всегда. Так, начиная с 1991 года РФ, никогда не поставила под сомнение территориальную целостность Грузии, Молдовы и Азербайджана. В 1994-1995, 2004 гг. РФ по разным причинам объявляла блокаду Абхазии. В НКР фактически отсутствует российский бизнес, а с днем республики это образование в 2005 году поздравило 40 конгрессменов США и ни один российский парламентарий. На Люблянском саммите 7 декабря 2005 года Россия фактически солидаризировалась с грузинским планом урегулирования в Южной Осетии.

В политологической и публицистической литературе данные образования называют самопровозглашенными. Но и это определение, по справедливому замечанию российского эксперта Модеста Колерова, не вполне корректно, поскольку все крупнейшие современные государства «сами себя провозгласили».

Может быть, целесообразно говорить о таком признаке, как обеспечение суверенитета на подведомственной территории? В этом плане у непризнанных государств далеко не все в порядке. Суверенитет Абхазии не распространяется на Кодорское ущелье (Абхазскую Сванетию). Весьма слабым является административный контроль над мегрелоязычным Гальским районом. Южная Осетия фактически не владеет ситуацией в грузинских анклавах (например, в селе Тамарашени, которое в 2004-м посетила супруга нынешнего президента Грузии Сандра Рулофс), а Приднестровье лишь частично осуществляет свою юрисдикцию над Бендерами.

Такое положение вещей связано в том числе и с тем, что границы самопровозглашенных государств не всегда совпадают с границами бывших советских автономий – территориальной основы непризнанных образований. Нагорный Карабах включает в себя не только бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО), но и Шаумяновской район. (В январе 1991-го прилегающий к Нагорному Карабаху Шаумяновский район с преобладающим армянским населением не подчинился решению сессии Верховного Совета Азербайджана и отказался объединиться с азербайджанским Касум-Исмайловским районом. 2 сентября 1991 года полномочные представители Нагорно-Карабахской автономной области и Шаумяновского района провозгласили создание Нагорно-Карабахской Республики. – С.М.). На сегодняшний день эта территория, так же, как и части входящих в НКР Мардакертского и Мартунинского районов, находится под контролем Азербайджана.

Однако если применить критерий суверенитета, скажем, к Грузии или Азербайджану, то окажется, что и у них есть проблемы в этой сфере. К 1991 году Баку практически утратил контроль над почти всей территорией НКАО, а в 1994-м – над семью собственно азербайджанскими районами. В 1992 году от Грузии отделилась бόльшая часть территории Юго-Осетинской Автономной Области, а в сентябре 1993-го из-под юрисдикции Тбилиси вышла Абхазия. В том же году Республика Молдова перестала контролировать самопровозглашенную Приднестровскую Республику. Да и у России в конце 1991-го – начале 1992 годов и в сентябре 1996-го не все складывалось благополучно в этом плане: из ее правового и политического пространства фактически выпала Чечня.

«Непризнанность» государства вовсе не подразумевает неприятие его политики гражданами (и наоборот, «признанность» не гарантирует всенародной лояльности). Справедливо критикуемый мировым сообществом экстремизм властей НКР, ПМР, Абхазии или Южной Осетии, тем не менее, опирается на массовую поддержку граждан этих формально не существующих государств. Данный фактор следует непременно учитывать при выдвижении миротворческих инициатив, направленных на разрешение споров между «виртуальными» и «законными» государствами.

В условиях глобализации вызовы, связанные с непризнанными образованиями, затрагивают интересы не только соседних с ними государств, но и стран Европы, и Соединенных Штатов. Отсюда вытекает необходимость совместных и согласованных действий ведущих мировых держав по обеспечению легитимности на постсоветском пространстве. Тем более что проблему стран, отколовшихся от официально признанных государств, нельзя решить в формате двусторонних переговоров, поскольку отсутствует взаимное доверие и ресурсы для выполнения каких бы то ни было обязательств.

Россия, Европейский Союз и США могли бы выступить как гаранты недопущения повторного передела собственности и власти в непризнанных государствах. Необходимо прагматичное, а не догматичное миротворчество, ведь реализация «фаталистического» сценария – прибегнуть к «последнему доводу королей» – не даст ничего, кроме очередной масштабной дестабилизации на просторах СНГ.

В отличие от Балкан в СНГ, миротворчество и прагматизм  потребуют отказа от идеи немедленного возвращения беженцев и предоставления непризнанным государствам особого статуса. Пора понять, что беженцы — это не старики и не малые дети, а владельцы движимого и недвижимого имущества, кем-то давно присвоенного. Им должна быть выплачена компенсация за материальный и моральный ущерб и выделены (при поддержке международных финансовых институтов) средства на обустройство на новом месте. Нельзя упускать из виду, что возвращение беженцев повлечет за собой и изменение этнодемографической ситуации.

Результаты этнических чисток начала 1990-х придется признать во избежание новых эксцессов и новых чисток. Опыт Косово и Сербской Краины должен послужить уроком-предостережением для тех, кто вовлечен в урегулирование на постсоветском пространстве. Одновременно может быть творчески использована «дейтонская схема». (В соответствии с Дейтонским соглашением-1995 в Боснии и Герцеговине были созданы два административно-территориальных образования – Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская).

Только так удастся предотвратить новый передел собственности и сфер влияния, не допустить обострение межэтнических отношений в Абхазии, Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Приднестровье. Очевидно, что их нынешняя элита, ставшая таковой благодаря военным успехам, согласится на существование в «матрешечном» (по дейтонскому образцу) государстве, лишь будучи уверенной в сохранении завоеванных ресурсов и административных рент.

Автор -  зав.отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

01.02.2006
Сергей Маркедонов

Версия для печати

Прямая речь

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006 
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006 
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006 
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006 
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006 
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006 
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006 
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006 
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?


Реплики

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Назад, в будущее!
Годовщина революции в Киргизии станет праздником
Дмитрий Верхотуров

09.03.2006 
Начало пути
Зарождается азербайджанская диаспора
Сергей Маркедонов

07.03.2006 
Ни шагу назад!
России пора объявить Приднестровье зоной своих стратегических интересов
Алексей Мартынов

06.03.2006 
Разбирание русских земель
Послесловие к юбилею М.С. Горбачева
Сергей Маркедонов

03.03.2006 
Продолжение войны другими средствами
Переговоры по Карабаху возобновились
Игорь Михайлов

01.03.2006 
Согласие - золото
Русские - огромное преимущество Латвии
Комментарий Яниса Урбановича

27.02.2006 
Личная неприязнь
Политическая смерть Алиева близка
Алексей Пантыкин

26.02.2006 
Лед и пламень
Грузия превращается в Прибалтику
Сергей Маркедонов


Все Комментарии

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Украина стягивает войска
Специальный репортаж из Приднестровья
Владимир Букарский

09.03.2006 
Rudolfiner-White House
США спасают лицо Ющенко
Комментарий Алана Касаева

07.03.2006 
Армянская тень Саакашвили
Арам Саркисян хочет стать президентом Армении
Рубен Грдзелян

06.03.2006 
Блокада Приднестровья - дело рук Запада
Эксклюзивное интервью с председателем Верховного Совета ПМР

03.03.2006 
Пепел Клааса
Лукашенко России не по зубам
Комментарий Владимира Мацкевича

02.03.2006 
Мавр сделал свое дело
Назарбаев превращается в английскую королеву
Андрей Грозин

01.03.2006 
Вода в ступе
Мирный процесс в Карабахе может закончиться войной
Сергей Маркедонов

28.02.2006 
Вильнюс выслуживается перед НАТО
Южная Осетия стала разменной картой
Комментарий Владимира Симиндея


Суждения

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция
07.03.2006
"Они превращают нас в рабов"
Грузия измывается над азербайджанцами
Комментарий Али Бабаева
27.02.2006
Начальник станции "Жмеринка" отдыхает
Лукашенко играет в преферанс
Станислав Петров
21.02.2006
Финишная прямая Лукашенко
Гадание на голосах, которые останутся от президента
Иван Сухий
13.02.2006
Проклятые вопросы
Как решить проблему Карабаха?
Сергей Маркедонов
30.01.2006
Черкес бежал быстрее лани
Адыгея обратилась в Совет Европы
Сергей Маркедонов
20.01.2006
Два мира - два Шапиро
США и Россия поделят Среднюю Азию
Дмитрий Карманов
26.12.2005
Воронин отодвинут
Проблему Приднестровья решат Украина и Россия
Вадим Солохин
22.12.2005
Плюсы и минусы
Зачем России Узбекистан?
Андрей Грозин
14.12.2005
Следующий!
Кто придет на смену Исламу Каримову?
Андрей Грозин
09.12.2005
Наследники Тамерлана
Клановая система Узбекистана
Андрей Грозин
05.12.2005
Косово-2
Чем закончится собирание грузинских земель
Сергей Маркедонов
GlobalRus.ru    Потребности    О проекте    GlobalRus.ru © 2003–2006 Кнопка Рамблера