Годовщину своей инаугурации президент В. Ющенко отметил скромно – телефонным разговором с российским коллегой В. Путиным и телевизионным обращением к народу. Беседа двух президентов была посвящена текущим газотранспортным и мясомолочным аспектам вялотекущего российско-украинского конфликта, и известно о ней достаточно мало; что же касается монолога в эфире, то он заранее анонсировался как ряд предложений по выводу страны из политического кризиса.
Собственно, программное обращение Ющенко можно разделить на более и менее содержательные части. В части “бессодержательной” президент заверил сограждан, что жить с чувством национального единства и достоинства, в обстановке растущих реальных доходов населения, свободы слова, “качественной перестройки украинско-российских отношений” и с такими стратегическими целями, как присоединение к ЕС и НАТО, стало не в пример лучше и веселее.
Произнес Ющенко и чеканную формулу, тут же подхваченную комментаторами, но едва ли служащую полностью адекватным отражением действительности: “Мы стали ближе к Европе. Мы стали понятны для России. Мир узнал, что Украина умеет отстаивать свои национальные интересы”.
Посетовав на то, что в “оранжевой” команде “личные амбиции порой брали верх, в результате чего страна теряла время”, президент в части обещаний выдвинул пять пунктов: инвестиции в здравоохранение, модернизация системы образования, программа развития сельского хозяйства, диверсификация энергоресурсов и энергосбережение, реформа судебной власти.
Дальнейшие заявления касались близящихся парламентских выборов – Ющенко сказал, что не допустит нарушений законодательства и применения так называемого “админресурса”, рассказал о только что подписанном указе “О проведении демократических, честных и прозрачных выборов” и предложил всем политическим партиям подписать соответствующий меморандум.
Главное же президент приберег под конец, заявив, что признает вступившую в силу с 1 января конституционную реформу, существенно расширившую полномочия парламента и превратившую страну в парламентско-президентскую республику.
“Я не считаю ее идеальной. Реформа основного закона прошла без участия общества, даже без обсуждения в украинском парламенте. Считаю, что общество должно сказать свое слово относительно изменений в конституции. После парламентских выборов нас ожидает честный диалог о политической реформе” - сказал Ющенко.
Таким образом, Ющенко снял с повестки дня давно обсуждавшийся вопрос о референдуме по конституционной реформе, который теоретически мог быть проведен в связке с выборами. Стоит отметить, что эксперты давно уже указывали на опасность такого шага для Ющенко – в пропрезидентских кругах лишь начинается разработка собственной версии конституции, а наличие на референдуме вопросов о статусе русского языка или необходимости вступления в ЕЭП или НАТО, на чем в качестве условия настаивали оппозиционные партии, могли бы привести к самым непредсказуемым последствиям.
“Я не позволю ни одной политической силе работать на раскол Украины, спекулировать на темах языка, религии, федерализма или сепаратизма” - заявил Ющенко.
В сущности, депутатам нынешнего и будущего созывов парламента был предложен компромиссный вариант: законодательная и исполнительная ветви власти принимают мораторий на действия, которые “могут привести к дестабилизации ситуации”, референдум по меньшей мере откладывается, парламент наконец приводит к присяге судей Конституционного суда, в то время как общая рабочая группа занимается выработкой законов о президенте, кабмине, оппозиции, референдуме и т.д.
Подобный вариант исполним лишь при условии полного соблюдения договоренностей всеми сторонами, что представляется маловероятным: даже в случае успешного для Ющенко референдума, ничто не сможет помешать Верховной Раде блокировать дальнейшие изменения конституции, пытаясь сохранить за собой весь объем новообретенной власти, а Ющенко – пытаться провести эти корректировки через тот же многострадальный Конституционный суд. Поэтому предложенная модель, скорее всего, приведет лишь к отсрочке политического кризиса, который уже вызвал отставку правительства и в дальнейшем чреват лобовым столкновением президента и депутатов.
“В случае успеха референдума повторится ситуация 2000 года, когда Леониду Кучме не удалось провести через парламент необходимые ему изменения”, тогда как провал референдума будет воспринят как вотум недоверия лично Ющенко и может привести к его отставке, прогнозирует политолог и бывший вице-премьер Николай Томенко.
Понятно, что Томенко – ближайший соратник рвущейся в президенты Ю. Тимошенко – в известной степени выдает желаемое за действительное, но аналогия его не лишена и известной меткости. Впрочем, в будущем Ющенко может грозить не только прошлое образца Кучмы, но и Бориса Ельцина начала девяностых годов.
|