Факт американских капиталовложений в энергетическую безопасность Киргизии является фактом общеизвестным. Однако есть и факты иного рода, не получающие серьезного резонанса по той простой причине, что большинству СМИ они кажутся мелкими, не заслуживающими должного внимания. К числу таких фактов относится многократный слив топлива топливозаправщиком КС-135 ВВС США, официально зарегистрированный Центром организации воздушного движения Киргизии. За период с января 2003 г. по июнь 2004 г. зафиксировано десять случаев и в 2005 г. два случая аварийного слива авиатоплива. В первых семи случаях сливалось по 20-30 тонн, далее был отмечен рост инвестиций в энергетическую безопасность и экологию Киргизии:
- 04.07.2003 г. высота 4500 м.
- 05.07.2003 г. -//- 7500 м.
- 08.07.2003 м. -//- 6000 м.
- 29.08.2003. г. -//- 5100 м.
- 13.09.2003 г. -//- 7500 м.
- 07.10.2003 г. -//- 7500 м.
- 13.10.2003 г. -//- 6000 м.
- 14.10.2003 г. -//- 6000 м. (без разрешения диспетчера), 29 тонн
- 24.01.2004 г. -//- 2400 м., 30 тонн
- 22.06.2004 г. -//- 7500 м., 30 тонн
- 25.09.2005 г. -//- 6500 м., 40 тонн
- 29.05.2005 г. -//- 6500 м., 40 тонн
Прокомментировать случившееся и поговорить о военно-политической, энергетической и прочей безопасности молодого демократического государства согласился независимый эксперт Марат Асанбаев.
- Что означает эта информация о сливе топлива?
- Это означает публичную, если угодно – официальную фиксацию данных об инцидентах, имевших место на авиабазе “Ганси”. Эти факты были озвучены на прошедшем недавно в Бишкеке Круглом столе “Авиабаза “Ганси”: настоящее и будущее, реалии и домыслы”, организованном независимыми общественными фондами. До этого момента факты о сбросе топлива иногда просачивались на страницы СМИ, теперь о них стало официально известно. Но, на мой взгляд, к озвученным цифрам не стоит подходить только с точки зрения чистой статистики. Многие участники Круглого стола рассказывали, что стоит за этими тысячами тонн слитого топлива. Это и выведенные из севооборота сельскохозяйственные земли, и таяние ледников, и многочисленные заболевания людей, проживающих в районах, накрытых топливным облаком, и появление на свет младенцев с врожденными патологиями. Кроме того, это еще означает, что данная проблема стала предметом общественного и государственного внимания Кыргызстана: в начале декабря данный вопрос станет предметом слушаний в Жогорку кенеше – Парламенте республики.
- Как соотносятся выгода от функционирования американской военной базы на территории Киргизии с экологическим ущербом от этой базы?
- Давайте вместе попробуем выяснить, как соотносятся эти две вещи и соотносятся ли вообще? По различным данным, за все время функционирования авиабазы США потратили около 300 миллионов долларов. При этом, как было озвучено на вышеназванном Круглом столе, непосредственно в бюджет республики попало всего … около 8 миллионов долларов. Нельзя сказать, что эта сумма совсем уж мизерная, но, согласитесь, разрыв между затратами одной стороны и поступлениями другой – просто космический. Часть этих средств потрачена на реконструкцию аэропорта “Манас”, где, собственно, располагается база, еще какая-то сумма, не входящая в эти 8 миллионов, ушла на оплату труда местных привлеченных специалистов и, собственно, все. Остальные деньги прошли, что называется “мимо кассы”. Кстати, вопросом, куда пошли средства, выделенные Пентагоном на закупку авиационного топлива, сейчас занимаются и прокуратура Кыргызской Республики, и ФБР США. Известно, что поставку топлива для дозаправки бортов ВВС США осуществляли компании Manas International Services Ltd. и Aalam Services Ltd. По некоторым данным, эти компании имели отношение к семье бывшего президента республики Аскара Акаева и в Пентагоне об этом знали. По словам Ланы Хэмптон, пресс-секретаря Центра энергетической поддержки, подразделения Пентагона, курирующего контракты, "…сам по себе тот факт, что родственники зарубежного лидера являются собственниками компании, ставшей подрядчиком или субподрядчиком правительства США, нельзя считать чем-то неправомерным". Однако американский юрист и эксперт по Центральной Азии Скотт Хортон считает, что поведение Пентагона в сложившейся ситуации нанесло ущерб его позиции в Кыргызстане. "Пентагон заключал контракты, зная, что они обогатят правящую семью”. Хортон утверждает, что при создании базы были проведены неформальные консультации с киргизским правительством. Но вопрос не в том, знала или не знала американская сторона о том, кому пойдут выделяемые средства. Вопрос в том, что до республики эти деньги - а это около 100 миллионов долларов - не дошли.
Далее. Что такое эти 8 миллионов долларов? Как ни крути – это все-таки высококачественная бумага с портретами американских президентов. Сегодня они есть, завтра – на что-то потрачены. И хорошо, если потрачены с умом. А экология – это то, что окружает нас вчера, сегодня, будет окружать всегда. И от ее состояния зависит здоровье и будущее наших детей, зависит то, какая земля достанется им в наследство и сможет ли она обеспечивать их жизнь в дальнейшем, если угодно – зарабатывать те же самые доллары.
- Какова вообще ситуация с российской и американской инфраструктурой на территории Киргизии?
- На этот вопрос, если он будет Вам интересен, я отвечу чуть позже. Дело в том, что в конце ноября в Бишкеке состоится Круглый стол по вопросам деятельности авиабазы “Кант”. Тогда будет возможность сопоставить данные по этим двум базам и у нас получится предметный разговор. Пока же замечу, что, например, продукты питания и предметы первой необходимости администрация “Канта” полностью закупает в Кыргызстане. “Ганси” полностью снабжается из США. Исключение составляет лишь … туалетная бумага.
- Насколько иностранное военное присутствие в принципе важно для киргизской экономики и киргизской политики? Как оно влияет на политический расклад в стране?
- Пока об особой важности для экономики республики факта присутствия авиабазы “Ганси” говорить не приходится, и это, надеюсь, стало понятно из нашего разговора. Я вообще считаю неправильным строить экономику исключительно за счет средств, получаемых в качестве оплаты от иностранных военных баз. Справедливости ради следует отметить, что если бы все те средства, которые прошли мимо государственного бюджета Кыргызской Республики попали бы в казну, это дало бы возможность сделать очень много полезных и правильных вещей. 100 миллионов долларов для республики – огромные деньги. Не случайно в настоящий момент между США и Кыргызстаном идут переговоры об увеличении платы за использование Пентагоном военной базы в аэропорту “Манас”. Эти средства могли бы быть направлены на финансирование приоритетных направлений в экономике, на минимизацию экологического ущерба, нанесенного военными, на развитие социальной сферы. Но, еще раз повторюсь, рассматривать арендную плату за иностранное военное присутствие следует как одну из возможностей решить первоочередные экономические задачи, а не как источник финансирования экономического развития. Необходимо самим активно работать, развивать перспективные направления и проекты в экономике республики. Поверьте, поднятые на должный уровень туризм, сельское хозяйство способны принести больший и, что самое главное, – постоянный доход, нежели предоставление собственной земли в аренду под авиабазы. Иначе это будет простым иждивенчеством, паразитизмом. Что касается политики, то присутствие на территории республики военной базы “Ганси”, структуры, призванной, напомню, обеспечить проведение антитеррористической операции международного сообщества в Афганистане, то это означает, что Кыргызская Республика полностью понимает необходимость международной борьбы с терроризмом – этой чумой XXI века, ассоциирует себя со странами доброй воли и осознано причесляет себя к лагерю антитеррористической коалиции.
|