15 ноября совместная российско-белорусская комиссия должна была представить Высшему госсовету Союза России и Белоруссии проект Конституционного Акта для одобрения президентами двух стран и последующего вынесения на референдумы. 15 ноября прошло, Высший госсовет не собрался и теперь ориентировочно назначен на 28 ноября, хотя может быть перенесён и на декабрь. Вместо одного согласованного проекта в прессе появились сообщения о целых четырёх вариантах Конституционного Акта. Совершенно очевидно, что главным мотором форсированной разработки документа нынешней осенью выступает российская сторона - интеграционное лобби в российских властных структурах, которое олицетворяет госсекретарь Союза П.П. Бородин.
Александр Лукашенко ещё в июле нынешнего года ясно дал понять, что не намерен использовать союзное государство для решения вопроса о власти в своей стране и в России: "никаких телодвижений в плане единого государства, продления полномочий президентов и игр в политику ради удовлетворения личных амбиций президентов, одного и второго, не будет". На белорусского лидера собирались (а возможно – и пытались) оказывать давление с целью более скорого, в течение года, принятия Конституционного Акта Союза. Об этом фактически проговорился несостоявшийся посол России в Белоруссии Дмитрий Аяцков. Судя по скандальному исходу попытки отправить-таки бывшего губернатора в Минск, Лукашенко давлению не поддался. Тогда московские интеграторы решили действовать в рамках существующей двусторонней комиссии.
19 сентября 2005 года в Минске комиссия, возглавляемая спикерами нижних палат парламентов, утвердила наконец-таки вариант рабочего проекта Конституционного акта. Члены комиссии решили, что будут отталкиваться от проекта, подготовленного предыдущим составом комиссии в марте 2003 года (Конституционный Акт разрабатывается с 2001 года). В сообщениях прессы отмечалось, что три другие варианта комиссией одобрены не были. Как стало ясно позднее, комиссия одобрила проект, в соответствии с которым высшим органом Союзного государства является Государственный совет, возглавляемый на условиях ротации одним из президентов союзных государств сроком на два года с оговоркой "если субъекты не договорились об ином". Борис Грызлов подтвердил журналистам, что именно этот вариант считается основным и дорабатывается к ближайшему заседанию Высшего госсовета с участием обоих президентов.
Еще в начале этого года госсекретарь союза Павел Бородин заявлял о необходимости появления поста президента и вице-президента Союза России и Белоруссии. Бородин не скрывал, что президентом видит Путина, а вице-президентом - Александра Лукашенко. Именно эта идея воплотилась в трёх альтернативных проектах Конституционного Акта, разработанных под руководством госсекретаря союза. В двух текстах президент Союзного государства избирается сроком на семь лет. В третьем срок не уточняется. Первые два имеют ещё одно отличие: по одному из проектов должность президента может занять только россиянин, а вице-президента - "гражданин Республики Беларусь". Второй же проект таких ограничений не накладывает. Пресс-секретарь Бородина Иван Макушок сообщил прессе, что именно эти проекты будут рассматриваться на заседании Госсовета "как приоритетные".
Очевидно, что Павел Бородин, возможно, во главе некоторой группировки проявляет необыкновенную активность и упорство в попытке резко ускорить принятие Конституционного Акта, который предусматривал бы введение постов Президента и Вице-президента Союза. В России ведётся активная медийная кампания вокруг проблемы скорейшего построения единого с Белоруссией государства.
Значит ли это, что российско-белорусский Союз избран Кремлём в качестве одного из основных вариантов решения проблемы-2008? Собирается ли Путин на самом деле пересаживаться в кресло союзного президента по истечении своих полномочий главы российского государства?
Совершенно не обязательно. Вряд ли бывший разведчик может недооценивать «упертость» своего союзного визави. А кроме того, Путин однажды публично дал понять, что ему известны реальные неоднозначные настроения в Белоруссии по поводу объединения с Россией. Игру на интеграционном поле, скорее всего, ведут чиновники, для которых превращение российско-белорусского союза в главный кремлёвский проект накануне 2008 года – это «шанс жизни», возможность попасть (или вернуться) в ближний круг первого лица, сделать головокружительную политическую карьеру. У этих людей есть поручение интегрироваться с Белоруссией, и они хотят сделать это поручение особым.
Ничего у них не получится, потому что очень уж далеки они от народа. Такое ощущение, что союзные бюрократы почему-то решили, что они и есть субъект процесса интеграции, а не белорусская элита, включая президента. И уж тем более не белорусский народ. В России мало кто отдаёт себе отчёт в том, что в Белоруссии к объединению в одно государство с Россией сейчас никто всерьёз не относится. Хозяйственная элита озабочена конвертацией своего статуса и полулегальных денег в легальный капитал. Неужели её представители захотят усложнять свою задачу, вливаясь в единое пространство с намного более мощным российским капиталом, знаменитым своей бесцеремонностью? После распада СССР выросло целое поколение белорусов, которые не мыслят себя никем, кроме как гражданами Белоруссии и к перспективе стать гражданами Союза относятся отрицательно. Лукашенко не может не понимать, что, как только он попадёт в одну юрисдикцию с Кремлём, к нему могут возникнуть вопросы у российской Генпрокуратуры – и не факт, что для него это будет приятнее, чем гаагское правосудие.
Даже оппозиция активно не использует аргументы, связанные с проблемой принятия Конституционного Акта и создания союзного государства. Хотя, казалось бы, Лукашенко соглашается совместить референдум по Конституционному Акту с президентскими выборами - и резко меняется вся повестка дня, возникает новая реальность союзного государства, где оппозиции будет ещё труднее, чем сегодня… Если бы интеграционные игры воспринимались всерьёз, лозунг «Отстоим независимость Белоруссии!» уже был бы главным в кампании «единого оппозиционного кандидата» Милинкевича. Но нет, не боятся в Минске. Ни политики, ни эксперты. Знают, что Лукашенко ни пяди суверенитета не отдаст. Более того, если оппозиция начнёт разыгрывать карту защиты суверенитета, президент легко перехватит этот лозунг (что он уже пару раз успешно демонстрировал) и «возглавит процесс». Так что - сколько бы вариантов Конституционного Акта не появилось на свет, всё будет, как и в предшествующие годы, усилиями белорусов спущено на тормозах. Единственным результатом осенней интеграционной кампании, скорее всего, будет создание и поддержание в России неадекватного представления о ситуации в союзной Белоруссии и перспективах российско-белорусских отношений.
|