


12-13 сентября Молдову и Приднестровье посетила российская делегация, возглавляемая первым заместителем секретаря Совета безопасности Российской Федерации Юрием Зубаковым. Этот визит стоит того, чтобы на нем еще раз продемонстрировать низкую эффективность российской внешней политики, неизменным результатом которой оказывается очередное отступление и полная сдача позиций России. Сначала это были страны т.н. “советского блока”, затем - интересы соотечественников в бывших советских республиках. От Югославии до Прибалтики, Украины и Грузии. Вот только неполный перечень провалов российской дипломатии. Читая отчеты информагентств о визите российской делегации в Кишинев и Тирасполь, невольно начинаешь ощущать “дежа вю”.
Чем же занималась российская делегация в Молдове и Приднестровье? Уже сам состав делегации был весьма странным. Кроме самого Зубакова, в нее вошли послы по особым поручениям МИДа России Валерий Нестерушкин и Игорь Савольский, сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от России Виктор Шанин, посол России в Молдавии Николай Рябов, представители министерства экономического развития, Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, руководства "Газпрома", Центробанка РФ, ФСБ, министерства транспорта.
Зачем в преддверии очередных переговоров в новом формате т.н. “5+2” привозить представителей ТПП и “Газпрома”? Да и сам Зубаков подтверждает, что главной темой обсуждения стали экономические вопросы. Может быть, ведется очередной торг? Не секрет, что российский бизнес имеет значительные вложения в собственность на левом берегу Днестра. Большая часть этих объектов собственности уже приватизирована в акционерной форме. А нынешний президент Молдовы Воронин неоднократно заявлял, что после "воссоединения" Молдовы приватизация предприятий, проведенная с нарушением молдавского законодательства, будет объявлена незаконной. Осенью 2004 года парламент Молдовы даже принял соответствующий закон (об этом мы уже писали ранее). Так, может быть, разговоры велись о гарантиях прав собственности после успешного “воссоединения”?
Вернемся к высказываниям самого первого заместителя секретаря Совета безопасности России. По его мнению, "политика России неизменна, последовательна и основывается на принципах международного права. Мы признаем территориальную целостность Молдовы и в тоже время говорим: мы должны учитывать интересы людей, проживающих здесь, это не какая-то голая территория, здесь живут люди, которые много выстрадали. Нужно принимать во внимание интересы каждого - такова наша позиция, и договаривающимся сторонам нужно четко это себе представлять”.
Но и президент Молдавии на встрече с российской делегацией в Кишиневе сказал, что молдавская сторона готова двигаться к решению этой проблемы, в первую очередь, учитывая интересы жителей Приднестровья и всего населения Молдавии. Вопрос только в том, что понимают они их по-своему. Вот, например, недавно в Молдавии появился новый законопроект об образовании, предполагающий ликвидацию русских детских садов, школ и групп в высших учебных заведениях. Обучение в них будет переведено на государственный молдавский язык. А 7 октября 2005 г. молдавской прокуратурой с допущением серьезных процессуальных нарушений была арестована дочь председателя Конгресса русских общин Молдавии Клименко, российская гражданка Клименко.
Вот что надо обсуждать на переговорах. Факты, факты и еще раз факты. Факты, разоблачающие двуличность молдавской политики по отношению к “нетитульным” нациям. Факты, демонстрирующие политику Молдовы на удушение уже существующей гагаузской автономии. Вот Конгресс местных и региональных властей Совета Европы потребовал, "Осудить принцип отстранения от власти бывшего примара г. Комрат Гагаузии Таушанжи через Народное собрание Гагаузии и исследовать причины роста уголовных преследований против лидеров оппозиции, как на национальном уровне, так и на местном уровне”, а российская делегация ограничивается речами на общие темы и “обсуждением экономических вопросов”.
На пресс-конференции в Тирасполе Зубаков также высказал надежду, что на октябрьских переговорах между Молдавией и Приднестровьем “диалог должен быть расширен” и точки соприкосновения будут найдены. А комментируя итоги переговоров с президентом Молдавии Ворониным заявил, что “Россия хотела бы видеть более последовательную, продуманную политику в отношении приднестровского народа”. И в этом он глубоко ошибся. Воронин стремился к “расширению диалога” для того, чтобы найти одну единственную точку соприкосновения с США и Евросоюзом – вывод остатков российских войск из Приднестровья. Тут недалеко до силового “восстановления конституционного порядка” на левом берегу Днестра с последующим переделом собственности. В этом его политика вполне последовательна и не менее продумана.
11 и 13 октября на миротворческом посту №9, расположенном на центральном участке Зоны безопасности, в районе Дубоссар молдавской полицией вновь были предприняты действия, направленные на то, чтобы спровоцировать российских миротворцев на применение оружия, как это было и 19 июля нынешнего года. Цель понятна – продемонстрировать новым “арбитрам” переговорного процесса, что наличие российских миротворцев само по себе вызывает напряженность в регионе. Интересно, российская делегация во главе с первым заместителем председателя Совета безопасности РФ Зубаковым как-либо отреагировала на данные инциденты? Или это не сфера полномочий Совета безопасности России?
Российская внешняя политика больна, причем неизлечимо.
 |