Сегодня Государственная Дума РФ приняла резкое постановление в ответ на демарш грузинского руководства против российских миротворческих сил. Как и большинство внешнеполитических инициатив нижней палаты парламента, эта, скорее всего, не будет реализована, зато вполне способна спутать карты в российской игре на Южном Кавказе. О том, как на самом деле стоит поступить Москве в сложившейся ситуации, рассуждает один из наших авторов.
Принятое грузинским парламентом постановление “О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии” является свидетельством того, что президент Саакашвили решил не предпринимать попыток добиться коренного перелома ситуации уже этой осенью, отложив очередное решительное наступление на Осетию до весны-лета следующего года.
Суть демарша грузинской стороны, как представляется, заключается в декларировании намерений добиться вывода российских миротворцев из зон грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. В конце концов, постановка этого вопроса, как и сам вывод миротворцев, стали неизбежными после того, как Россия согласилась вывести свои военные базы. Как говорится, снявши голову, по волосам не плачут; вот и министр обороны Сергей Иванов сказал, реагируя на постановление грузинского парламента: “Грузинская сторона имеет право ставить вопрос об изменении механизма вывода…”
Иначе говоря, для Москвы речь идет не о выводе как таковом, но о его “механизме”. В этой связи твердое слово министра: “…но на нынешнюю деятельность миротворцев эти решения не повлияют”, - сути дела не меняет. Грузины сами определили границы “нынешней деятельности” в Южной Осетии – до 10 февраля 2006 года. К этому времени правительство Грузии должно подготовить оклад о ходе мирного урегулирования конфликта. Если он не удовлетворит депутатов – они установят сроки вывода миротворческих сил. Вот тут-то начнутся переговоры, в ходе которых как раз и будут согласованы “механизмы вывода”, о которых упомянул г-н Иванов.
Следовательно, сейчас основной интерес представляет то, чем, собственно, будут заниматься стороны конфликта до февраля? А это зависит, в свою очередь, от того, какую региональную конструкцию они хотели бы создать в дальнейшем.
Для Саакашвили, казалось бы, идеал – это полный возврат Южной Осетии в лоно грузинского государства. Однако в действительности это создаст ему огромное количество неразрешимых проблем. Во-первых, региону придется предоставить широкую автономию (что и было обещано). Но в этом случае придется объяснять армянам Джавакха, почему такой автономии нет у них, хотя они, в отличие от осетин, всегда были лояльными гражданами. Одновременно об утраченной автономии могут вспомнить и в Аджарии. Кроме того, автоматически широкую автономию придется признать и за Абхазией. И нельзя полностью исключать, что того же потребует и Самегрело. В результате Грузия либо превратится в федерацию, либо начнется война всех против всех.
Во-вторых, воссоединение Южной Осетии с Грузией поставит вопрос об интеграции какой-то части осетинской элиты во власть и в экономику страны. Это – мощнейший источник конфликтов. Начнется борьба за контроль над Рокским тоннелем, за долю осетинов в доходах от транзита нефти и газа и т.п.. Все осложняется и тем, что нынешняя элита в Цхинвале к компромиссам принципиально не готова. От этих людей придется избавляться, параллельно создавая новых партнеров, причем ни в коем случае нельзя будет нарушить хрупкий баланс сил и интересов внутри самого режима в Тбилиси.
Задачи эти - из ряда невыполнимых. Поэтому логично было бы предположить, что Грузии Южная Осетия нет так уж и необходима. Во всяком случае, пока. Но что же тогда на самом деле нужно Саакашвили?
Ему нужно укрепить режим, взять под полный контроль доходы от транзита нефти и четко определить, кто и сколько получает от этого транзита. Кроме того, ему нужно повысить свой авторитет, одерживая одну за другой пиар-победы над Россией. И только потом, прочно сев на трубу, выстроив свою вертикаль власти, доказав всем соседям, кто настоящий гарант стабильности в Закавказье, принять в свои объятья “блудных сынов” – осетин и абхазов.
Поэтому главное, чего нужно добиться Саакашвили сейчас – это изменение формата миротворческой операции в Южной Осетии. Скорее всего, речь может идти о применении в регионе механизмов, подобных тем, что были предложены Украиной для Приднестровья: демилитаризация и демократизация под наблюдением и при гарантиях Запада (ЕС и США). Это означает прекращение действия Сочинских соглашений 1992 года; подписание новых документов, обеспечивающих замену российских миротворцев на западные полуполицейские формирования (о готовности направить в Грузию своих военных уже заявила Латвия), которые должны провести разоружение осетин и нейтрализовать “непримиримых”; организацию и проведение в Южной Осетии силами ОБСЕ, ЕС и ПАСЕ “свободных демократических” выборов новых органов власти и/или конституционного собрания для написания новой конституции РЮО. Общие гарантии безопасности и невмешательства со стороны России при этом будут обеспечиваться ЕС, США и НАТО.
Сам факт принятия постановления грузинским парламентом свидетельствует о том, что реализация данного плана уже началась. Как же в этих условиях действовать России?
Самое важное – это ни на секунду не забывать о принципиальной задаче: ни в коем случае не допустить военного присутствия НАТО в Закавказье. Но как это сделать в условиях, когда российские военные вот-вот полностью покинут Грузию?
Во-первых, укрепляя свои позиции в Азербайджане и Армении. А во-вторых, добиваясь активного участия в “переформатировании” миротворческой операции в Южной Осетии с тем, чтобы обратить ее в свою пользу.
Кстати, о том, что такое переформатирование практически неизбежно, Москва прекрасно знает. Вот выдержка из заявления МИД: “Российская сторона рассматривает принятое постановление как … шаг, направленный на … слом имеющихся переговорных форматов, ликвидацию договорно-правовой базы мирного урегулирования конфликтов на территории Грузии”. В этом же заявлении можно увидеть и часть механизмов, способных обеспечить учет интересов России в будущем торге за участие в урегулировании: “Российская сторона предпримет все необходимые меры, чтобы … не допустить дестабилизации ситуации в регионе, защитить права и интересы проживающих там российских граждан”.
Иначе говоря, наличие в РЮО множества граждан РФ может спасти ее от вытеснения из процесса урегулирования. Дополнительной гарантией служит и позиция руководства РЮО, не согласного на замену российских миротворцев кем-то другим. Хотя, справедливости ради, заметим, что президент Кокойты “проговорился” в недавнем интервью, что его согласие на такую замену Запад предлагал купить за признание независимости и несколько миллиардов долларов. Он, само собой, отказался…
Как бы там ни было, но при полноправном участии России в переговорах Западу будет кране трудно добиться размещения своих сил в зоне конфликта. Но и российские войска вывести все-таки придется. А кто же встанет между грузинами и осетинами? Пока неясно, но почему бы поучаствовать в этой благородной миссии не предложить Казахстану? Астана проявляет неподдельный интерес к ряду стратегических объектов на территории Грузии, от казахов в определенной мере зависит и наполнение трубы Баку-Тбилиси-Джейхан. Думается, для Грузии это был бы оправданный выбор, а для России – оптимальный.
Но как быть с “демократизацией”, с выборами новой власти в Южной Осетии? Этот процесс было бы желательно затянуть на несколько лет, что, в общем, не сложно: уточнение списков избирателей, возвращение и учет беженцев, решение вопросов гражданства постоянных жителей… На все это требуется время. Параллельно осетины наверняка постоянно будут выдвигать требования признания Грузии агрессором и соответствующей оценки ущерба от агрессии, выплаты этого ущерба. Одним словом, если к осени-зиме следующего года удастся утрясти вопросы изменения формата миротворческой операции, то выборы можно будет намечать еще года через полтора.
Все эти обстоятельства дают России достаточно ресурсов, чтобы создать механизмы обеспечения своих интересов в Грузии. В каких именно условиях это придется делать, как будет меняться ситуация, сейчас сказать невозможно. Значение будут иметь и положение в соседних странах, и события на Северном Кавказе и в Иране, и динамика цен на нефть, и многое другое, в том числе, и борьба между грузинскими региональными силами и ход урегулирования конфликта в Абхазии.
|