Стремительное и внешне драматическое развитие киевского кризиса, достойное второсортного голливудского триллера (герой, точно нож масло, рассекает челядь Белого Дома, размахивая компроматом на лицемерных сановников), вновь поставило во главу угла извечный вопрос украинской политики – российский.
Распад правящей “оранжистской” коалиции, изначально - на наш взгляд - ожидаемый и просчитанный группировками президента Виктора Ющенко и, в особенности, экс-премьера Юлии Тимошенко, означает не только начало острой внутриполитической борьбы, но и начало открытой войны бывших союзников за российскую поддержку.
Утверждение это может показаться парадоксальным, если вспомнить неуклюжие попытки Кремля повлиять на исход президентских выборов осенью и зимой 2004 г. и резкое отмежевание украинских лидеров от Москвы на волне победной эйфории.
Однако, надежды этих лидеров на ускоренную европейскую интеграцию не оправдались, что также было достаточно предсказуемо. В конечном счете, возобладало традиционное западное видение Украины как своего рода “буферного” государства, и вместо полноценных объятий Киев был вознагражден лишь политическими аплодисментами и тем, что в английском языке образно именуется lip service – работой языком.
Иные западные аналитики по-прежнему убеждены, что “на Украине мнение Запада имеет большое значение” (А. Ослунд, директор российских и евразийских программ Фонда Карнеги). Быть может, это справедливо на государственном уровне, но очередные расплывчатые фразы о “поддержке всех процессов, направленных на демократизацию и становление гражданского общества на Украине” (Дж. Буш) едва ли способны утешить многих разочарованных украинских избирателей.
Данные тенденции и существенная экономическая зависимость от России закономерно приводят украинских лидеров к не менее традиционной политике эпохи Леонида Кучмы, а именно политике лавирования между Россией и Западом. Тем самым, Россия вновь становится ведущим игроком на украинской арене, чье влияние будет лишь укрепляться с приближением весенних парламентских выборов и в контексте ухудшившегося экономического положения Украины.
Признание этого факта отразилось и в заявлениях и. о. главы правительства Украины Еханурова, пообещавшего, что “вопрос относительно ЕЭП, вопрос отношений с Российской Федерацией будут значительно улучшены”, и в срочном визите в Москву новоназначенного госсекретаря Украины Рыбачука, и в подготовке визита Владимира Путина в Киев. Со своей стороны, Москва осторожно поддержала действия Ющенко в правительственном кризисе.
Конечно, при всей важности альянса с Россией (ведь теперь Ющенко придется сражаться с Тимошенко как на “оранжевом” фронте, так и за “пророссийский” электорат востока и юга Украины), в ближайшей перспективе нельзя ожидать резкой смены украинского курса, скорее более или менее серьезного “люфта”, по выражению спикера Верховной Рады Литвина, причем степень его будет зависеть от перипетий предвыборной борьбы.
Так, весьма возможны изменения в сценарии, связанном с украино-грузинскими планами создания на пространстве СНГ “Сообщества демократического выбора” (см. нашу статью “Последний бой – он трудный саммит” на сайте Globalrus от 29.08), некоторые подвижки в переговорах по ЕЭП и импорту российских энергоносителей, новые обещания руководства Украины касательно статуса русского языка в стране и т. п.
Наряду с Ющенко, претендуют на российскую поддержку и другие украинские политики и партии, в частности “Регионы Украины” Януковича и объединенные социал-демократы Медведчука, но прежде всего Тимошенко. Последняя недвусмысленно заявила о своих намерениях, продемонстрировав на уже ставшей знаменитой телевизионной пресс-конференции оранжевый флажок с голубой полосой, символом противников “оранжистов”.
Далеко идущие планы Тимошенко, сочетающиеся с популярностью, амбициозностью и популизмом, породили довольно распространенное ныне экспертное мнение, согласно которому экс-премьер не только сумеет сколотить мощный “оранжево-пророссийский” блок, выйти на первое место в парламентских выборах и вернуться с расширенными в результате политической реформы полномочиями в кресло главы правительства - но и станет удобным для России украинским партнером.
И все же приверженцам такого взгляда не стоит забывать, что именно Тимошенко своими действиями в области реприватизации и во время так называемого “бензинового кризиса” фактически противостояла российским интересам на Украине, что уголовное дело против нее в России так и не было закрыто, что за ее спиной, по некоторым утверждениям, стоит опальный бизнесмен Б. Березовский и, наконец, о ее давно сложившейся репутации “несистемного” политика. Таким образом, вопрос о том, нужен ли Москве подобный партнер, остается открытым.
На чьей бы стороне ни выступил Кремль, очевидно одно: слишком явная российская поддержка тех или иных украинских сил скорее всего – пусть и с менее разрушительным действием – выльется в эффект бумеранга, как и случилось в период президентской кампании; в то же время, умелое использование известного метода “кнута и пряника”, лишенное очевидных для избирателя предпочтений, вероятнее всего позволит России, на нынешнем этапе, успешно корректировать украинские политические процессы.
|