


Кабинет министров Молдовы принял постановление "О регулировании грузопотоков, являющихся предметом внешнеторговой деятельности Приднестровья", которое предусматривает, что Государственная регистрационная палата Республики Молдова возобновит временную регистрацию экономических агентов Приднестровья и присвоение им соответствующего кода. Таможенная служба также восстановит таможенное оформление товаров, экспортируемых экономическими агентами Приднестровского региона.
Таким образом, Молдова восстановила систему временной регистрации в республике экономических агентов Приднестровья, отмененную с 1 августа 2004 года. Кроме того, правительство Молдовы приняло постановление "О подтверждении основных гарантий для населения Приднестровья". Этот документ предусматривает разработку кабинетом министров республики до 1 октября 2005 года необходимых проектов законов и постановлений, предоставляющих физическим и юридическим лицам Приднестровья гарантии на права собственности, а сотрудникам отраслевых министерств и ведомств - на сохранение рабочих мест. Документом планируется предоставить гарантии сохранения занимаемых должностей и сохранения трудового стажа в соответствующих должностях сотрудникам силовых ведомств и учреждений Приднестровья, работникам прокуратуры, судов, адвокатуры, нотариата и другим служащим, за исключением руководителей и сотрудников центрального аппарата Министерства госбезопасности. Кроме того, они будут иметь доступ к занятию аналогичных должностей в правобережной Молдавии. Предусматривается также сохранение уровня социальной защиты жителей Приднестровья (зарплаты, пенсии, стипендии, социальные выплаты, пособия, медицинская помощь) и доступ к другим социальным услугам для всех категорий населения Приднестровья. В документе записано, что уровень социальной защиты в Приднестровье не может быть ниже установленного законодательством для всей страны.
Данные решения молдавского руководства показывают, что оно решило всерьез попытаться расколоть элиту и население Приднестровья. Действуя при этом вполне по рецептам национал-радикалов типа О. Нантоя, который завил, что "Перед каждым жителем Приднестровья, стоит очень простая альтернатива. Либо внимательно изучить Конституцию Молдовы и найти там свое место. Либо внимательно изучить Уголовный кодекс Молдовы и найти там свое место. Либо искать счастья за пределами объединенной Республики Молдова". Накануне выборов в Верховный Совет ПМР кандидатам в депутаты, предпринимателям, чиновникам (за исключением высшего государственного уровня) и избирателям предлагается вполне ясная альтернатива либо согласиться с предложениями Воронина “найти свое место” в нынешней Молдове и надеяться на то, что каждому будут сохранены его должность, собственность или социальные выплаты, либо готовиться бежать из Приднестровья вслед за руководством. Именно такая схема разделения элиты (как политической так и экономической) была применена М Саакашвили в Аджарии. Именно надежда на то, что среднее и низшее звено государственного аппарата и спецслужб предаст свое руководство в обмен на “гарантии” является главной ставкой Воронина в попытку государственного переворота в Приднестровье осенью-зимой 2005-2006 г.г. Однако насколько обоснованы надежды на возможность “найти свое место"?
Напомним, что изначально причиной начала конфликта в Приднестровье была дискриминационная политика руководства Молдовы по отношению к представителям нетитульной нации главной задачей, которой было стремление удалить из общественной и экономической жизни и маргинализации представителей “некоренного” населения. Основным инструментом этой дискриминационной политики была тогда и в значительной степени остается сегодня именно языковая политика, реализуемая в сфере культуры и информации, кадровой и образовательной политики и направленная на дискриминацию русской культуры, русского языка и русскоязычных кадров (не только государственной сфере, но и в частной). Так в 1997 году Парламентом Молдовы было принято постановление "Об утверждении "Плана мероприятий по изучению государственного языка инонациональными гражданами", "Перечня должностей в Республике Молдова, подпадающих под действие статьи 7 "Закона о функционировании языков на территории Республики Молдова" и "Способа оценки уровня знаний государственного языка". Согласно этим документам, были обязаны знать государственный язык и "употреблять его как рабочий инструмент в своей деятельности" руководители и члены государственных органов, высшие руководители профессиональных союзов, политических и общественных организаций, руководители хозяйственных и коммерческих единиц (вне зависимости от формы собственности), учреждений культуры, образования, здравоохранения, науки, бытового обслуживания, транспорта и связи" и т. д. В список людей, от которых требовалось знание языка, были включены также работники средств массовой информации, независимо от языка печатного органа, специалисты и служащие всех отраслей хозяйства, чья деятельность связана с общением.
Поэтому и было провозглашено требование со стороны Приднестровья о федерализации Молдовы. Оно означает: кооптацию местной политической элиты в политическую элиту Молдовы и признание за ней права голоса в решении общегосударственных вопросов; признание Молдовой прав собственности Приднестровья на предприятия приднестровского региона, сохранение статуса их директоров и, как следствие признание итогов уже прошедшей приватизации; а также изменение дискриминационной языковой политики Молдовы.
Именно решение всех этих вопросов может реально положить конец конфликту на берегах Днестра и восстановить единство Молдовы мирным путем. Надо отдать должное Воронину, который в начале своего первого срока пытался сделать ряд шагов в этом направлении. При активной поддержке ПКРМ в 2001 году был принят Закон “О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций”. Наряду с подтверждением прав национальных меньшинств, установленных международным правом в Законе были предусмотрены положения, приближающие русский язык к статусу официального. Кроме того, закон предусматривал пропорциональное представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной власти всех уровней, в армии, в органах охраны общественного порядка. Однако в 2002 г. Конституционный суд Молдовы признал молдавский язык единственным государственным языком страны и отменив использование русского языка наравне с молдавским в ряде сфер государственной жизни.
В том же 2001 году им было дано распоряжение о введении обязательного изучения русского языка в общеобразовательных школах со 2-го класса, а не с 5-го, как прежде. Против этого решения в январе 2002 г. ХДНП были организованы ежедневные акции протеста, в результате которых оно не было претворено в жизнь. На этом попытки Воронина решить проблему путем компромисса закончились. А с конца 2003 года он окончательно перешел на националистические позиции, что показал его отказ от подписания российского плана урегулирования приднестровского конфликта.
В 2004 году парламентом Молдовы был принят Закон “О приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендер", фактически объявивший приватизацию крупнейших предприятий Приднестровья незаконной и ставший правовой базой будущего передела собственности. Непонятно как данный уже действующий Закон будет сочетаться с “гарантиями на права собственности"?
Сейчас Воронин пытается сделать, или убедить всех, что он хочет сделать, еще один политический “кульбит” уже в другую сторону. Однако сегодня это осуществить значительно труднее. Если националистическая элита Молдовы смогла заблокировать политику ПКРМ в 2001 году, когда последняя была на политическом подъеме, то сегодня она это сделает еще легче. А Воронин, который уже один раз изменил своей позиции во имя сохранения у власти, с такой же легкостью откажется от своих деклараций.
Всем приднестровцам (как элите, так и остальному населению) сегодня надо хорошенько подумать желает ли и способен ли Воронин, столь щедро раздающий авансы, исполнять свои обещания.
 |