И. о. президента Киргизии Курманбек Бакиев подписал закон о внесении изменений в Кодекс о выборах, в соответствии с которым в летнее время на два часа увеличивается время голосования. Об этом "Интерфаксу" сообщили в понедельник в пресс-службе и. о. главы государства. "Данным изменением устанавливается, что голосование начнется в 7.00 и завершиться в 21.00 (по местному времени), а не с 8.00 до 20.00, как было ранее", - заявила пресс-служба Бакиева.
В пресс-службе также пояснили, что "увеличение времени для голосования в летнее время позволит расширить участие в выборах большего количества электората и, соответственно, более полно реализовать конституционно закрепленное прямое избирательное право граждан на свое свободное волеизъявление при избрании президента, депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления".
Выборы в Киргизии - сюжет с пока еще не вполне ясной, но многообещающей интригой. До сих пор большинство политических аналитиков не может досконально смоделировать сценарий киргизской революции, однако - рискнем предположить - еще меньшее количество специалистов возьмутся за прогноз киргизских выборов. Несмотря на относительный статус-кво власти в Киргизии по-прежнему нет, последним киргизским президентом де-факто и де-юре был Аскар Акаев, а имя следующего неизвестно.
Киригизские политические элиты оказались не готовы к смене власти. Строго говоря, в стране отсутствовали какие бы то ни было элиты, кроме правящего класса, который окончательно отстранен от управления страной. Все, кто представлен сегодня на киргизском политическом Олимпе, - это в меньшей или большей степени акаевские кадры, борющиеся за свои достаточно мелкие интересы и не вполне способные совместить эти интересы с интересами страны и уж тем более согласовать их с мелкими интересами других политических сил. Именно поэтому Киргизия так долго не могла определиться с фамилией и.о. президента, а также с тем, кто будет занимать остальные ключевые посты в государстве. Именно поэтому большинство прогнозов не оправдалось. В конце концов сошлись на кандидатуре, наиболее удобной не киргизским элитам, на кандидатуре не компромиссной, а на кандидатуре, названной, скорее всего, в Вашингтоне. Очевидно, Вашингтон дал Бишкеку гарантии статус-кво в случае избрания Бакиева. Однако это вступает в определенное противоречие с недавним киргизским опытом.
Если исходить из того, что бишкекская революция была спонтанной, не подготавливалась заранее во время ночных совещаний у Кондолизы Райс, то придется признать, что гарантии Вашингтона, как ни жутко это звучит, не очень-то котируются. Никто не застрахован от беспорядков после окончания голосования, тем более что возможность новых народных волнений в Бишкеке уже несколько раз была продемонстрирована: власти с трудом справились с демонстрантами, пикетировавшими Дом правительства. И нет никаких гарантий, что американцы вмешаются, чтобы защитить, к примеру, Бакиева. Они предпочтут подождать, выяснить, как будет складываться ситуация, а затем ставить на ту лошадку, которая вывезет. В такой ситуации вся ответственность на положение в республике, которое может сложиться непосредственно после выборов, ложится на плечи нынешнего руководства.
Поэтому возможно, что решение продлить на два часа голосование связано именно с этим. Странно думать, что власть опасается низкой явки: в такие исторические периоды низкой явки на выборах не бывает. Скорее, напротив, власть опасается слишком высокой явки. Ей нужно время, чтобы обработать все бюллетени и посоветоваться, что делать дальше, чтобы длинный световой день не сменился чересчур мрачной ночью.
|