Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал сегодня интервью телеканалу "Euronews". В этом интервью Назарбаев поделился своими представлениями о места Казахстана в современном мире. "Присутствие в Казахстане интересов и США, и России, и Китая как раз является той составляющей, которая обеспечивает безопасность нашей страны, - сказал он. - Я не считаю, что здесь есть скрытая борьба держав, а есть экономический интерес. Каспийское море и Казахстан с огромными ресурсами представляют большой интерес как для Европы, так и для США".
Президент Назарбаев впервые говорит трюизмами, в чем не был замечен ранее. Напротив, его речь всегда была афористичной - чего стоит хотя бы заявление о том, что в России нельзя решить ни одного вопроса на переговорах с высшим руководством, если не пить, и что частная собственность - не дойная корова, а священная корова (сказано после ареста Михаила Ходорковского). Однако что заставило Нурсултана Абишевича вдруг вспомнить, что Казахстан - геополитически выгодно расположенное государство, находящееся на пересечении важнейших транспортных магистралей? Очевидно, что адресатом этого выступления является даже не аудитория канала "Euronews", а политические руководства Европы и США. Парад оранжевых революций заставил побеспокоиться и Назарбаева, управляющего Казахстаном бессменно с 1986 года и являющимся полновластным хозяином своей страны.
Назарбаева никак нельзя назвать восточным диктатором или сатрапом. Он выгодно отличается от своих среднеазиатских коллег - к примеру, Туркменбаши или Ислама Каримова. Политических свобод в Казахстане - хоть отбавляй по сравнению не только с Туркменией, но и с Узбекистаном. В Казахстане нет ни изваяний "великого руководителя", ни славословий в его адрес. Его не называют покровителем искусств и наук, он не пишет стихов и прозы. Что же касается семейственности и клановости, что же касается того, что семье Назарбаева принадлежит контроль над крупнейшими отраслями казахской экономики, - это в Средней Азии не коррупция, а национальная традиция. Так было и будет всегда, и ранее это не составляло ни малейшей проблемы.
Вместе с тем опытный политик Назарбаев как никто знает, что проблему можно создать на ровном месте. Стоит захотеть - и он окажется и коррупционером, и диктатором, и чертом лысым. И ринутся в Казахстан ОБСЕ и ПАСЕ, и выступит по СNN Ричард Баучер, и начнутся народные волнения, и закрутится маховик революции. Опыт мягкого и столь же сравнительно демократического Акаева не мог не научить Назарбаева. Поэтому казахский президент не зря говорит об экономическом интересе. Он посылает сигнал своим западным коллегам и их стратегам: Казахстан слишком велик и сложен, слишком богат и нужен, чтобы раскачивать лодку. Не лучше ли договориться с нынешней казахской властью, чем менять шило на мыло?
Свою договороспособность казахская власть демонстрировала в течение всех постсоветских лет. Экономическое и налоговое законодательство Казахстана считалось одним из самых либеральных на пространстве бывшего СССР. Неудивительно, что объем иностранных инвестиций в казахскую экономику год от года возрастал, что темпы промышленного производства в Казахстане также росли, что перспективы Казахстана виделись самыми радужными. Если добавить к этому незапятнанный авторитет Назарбаева в мире, отсутствие у него реноме диктатора, его вдумчиво-хорошие отношения с Россией, едва не переходящие в страстную любовь с интеграцией, то, казалось бы, можно расслабиться. Легитимность назарбаевской власти практически не может быть подвергнута сомнению. Она обеспечена не в последнюю очередь назарбаевским же ноу-хау: практически все ведущие экономические отрасли отданы в управление иностранным компаниям: электроэнергией, например, занимается бельгийская корпорация, разработкой угольных разрезов - немцы. Подобный способ ведения бизнеса крайне выгоден: иностранный эффективный менеджмент при национальном контроле за природными ресурсами.
Очевидно, Назарбаев просто разбаловал иностранцев. И они более не хотят удовольствоваться одним только менеджментом, им требуется как раз контроль. Причем полный и безоговорочный. Национальным кадрам будет отводиться роль простых кивал, которые будут формально осуществлять руководство тем или иным предприятием или отраслью, все же финансовые потоки будут замкнуты на международные корпорации. Именно этого Назарбаев и хочет избежать, выступая перед аудиторией "Euronews".
Для оранжевой революции в Казахстане по киргизскому сценарию практически все готово: есть беднейшие слои населения в северных областях, которые могут вмиг оказаться на юге, захватив под свой контроль финансовый и общественный центр страны - ее крупнейший город, бывшую столицу - Алматы. Там располагаются все основные артерии казахской жизни, включая информационные. Есть, для подстраховки, русскоязычное население, которое немедленно объявит о притеснениях и дискриминации. И, наконец, есть опальный экс-премьер, Акежан Кажегельдин, смещенный Назарбаевым во второй половине 90-х и отправившийся страдать за казахский народ сначала в Швейцарию и Великобританию, ибо страдать за него на родной земле не позволяла статья. В конце концов, Назарбаев является представителем среднего жуза (клана), и тот факт, что он и его жуз находятся у власти уже слишком долго, вызывает справедливое и растущее недовольство малого и большого жузов, так что недостатка в желающих обеспечить народное недовольство при необходимости не будет. Как говорится, все условия созданы, достаточно лишь поднести спичку.
Впрочем, пока нет более или менее очевидных свидетельств в пользу того, что западные администрации вынашивают какие-то оранжевые планы в отношении Казахстана. Конечно, периодчески появляются какие-то доклады европейских политических структур и правозащитных организаций, но это скорее рутина, чем конкретная политика. Можно считать, что никаких принципиальных сдвигов пока не произошло. С другой стороны, стремление Казахстана присоединиться к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, добавив слово Актау к его названию, которое Назарбаев, явно обращаясь к Западу, высказал на церемонии торжественного открытия нефтепровода, так и осталось без ответа. Нурсултан Абишевич выглядел гостем на чужой корпоративной вечеринке, а хотел бы выглядеть хозяином.
Однако делать далеко идущие выводы на основании даже этого факта весьма преждевременно. Все-таки президент Казахстана прав: его страна слишком велика и сложна, чтобы обращаться с ней как с маленькой и несложной Киргизией, тут необходимо учесть множество интересов, в том числе и российские. Если Казахстан и стоит в повестке дня оранжевого Коминтерна, то по крайней мере его очередь - вторая, а то и третья. Однако пример той же Киргизии, несмотря на бросающуюся в глаза несхожесть двух стран, должен более всего насторожить Назарбаева. Ведь революция может произойти и иррационально, не по злому умыслу Кондолизы Райс, а по причине наличия в атмосфере оранжевой бациллы. Вполне возможен какой-то всплеск народного недовольства с непредсказуемыми последствиями и не слишком предсказуемого масштаба. Если таковой случится, то уже трудно гарантировать, что Кондолиза Райс не посчитает это удобно представившимся случаем и не пожелает решить все проблемы Казахстана разом, чтобы окончательно определить, кто тут гость, а кто хозяин.
|