Не все так однозначно во внешнеполитическом курсе США в отношении мусульманского мира, как это может показаться на первый взгляд. Воинствующая риторика Вашингтона о ценностях демократии и своей готовности вести непримиримую борьбу с экстремизмом, прежде всего исламским, во имя их торжества – не более чем пропагандистская «дымовая завеса». А за ней скрывается весьма профессиональный подход к налаживанию контактов со всеми силами, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Америки в этом регионе. Именно об этом свидетельствует трехдневный Американо-исламский всемирный форум, прошедший в столице Катара городе Доха и призванный содействовать лучшему взаимопониманию между США, с одной стороны, и мусульманскими народами и их элитами, с другой. В рамках его проведения были затронуты такие насущные проблемы, как борьба с терроризмом, ситуация на оккупированных территориях Палестины и в Ираке, вопросы экономического и информационного сотрудничества и гуманитарного развития.
О серьезном внимании Вашингтона к проблеме упрочения своего влияния в исламском мире говорит и тот факт, что эта международная встреча носит регулярный характер и стала третьей по счету. Она уже зарекомендовала себя представительным форумом, на который приезжают многие известные деятели США и мусульманских стран. Достаточно упомянуть, что в отеле «Шератон», где проводилось это мероприятие, получили аккредитацию более 150 участников из 35 стран. Среди них - бывший американский посол и помощник госсекретаря Мартин Индик, бывший вице-премьер Малайзии Анвар Ибрахим, бывший премьер Судана Садик аль-Мехди, бывший представитель США в ООН Ричард Холбрук, а также член правительства Палестины Мухаммад Дахлян. В прошлом году в работе форума участвовал Билл Клинтон.
Центральным моментом встречи в Дохе стало, как и ожидалось, выступление Дж. Скотта Карпентера – второго помощника госсекретаря США по Ближневосточной партнерской инициативе (MEPI), назначенного на эту должность в августе 2004 года. До того Карпентер работал во временной администрации Ирака и являлся вторым помощником госсекретаря США по делам Бюро демократии, прав человека и трудоустройства. Его доклад, носивший красноречивое название «Выборы и их последствия», представляет собой очень интересный документ. Уже превратилось в традицию, что любой представитель Госдепа США указывает на стремление Вашингтона изменить исламский регион, придав ему больше динамизма в развитии, которое немыслимо без устойчивой демократии на уровне общества и государственных институтов.
И все же прозвучали в выступлении Карпентера и неожиданные слова. Он, в частности, заявил: «На встречах, в рамках данного форума, неоднократно поднимался вопрос: готова ли Америка признать результаты демократических преобразований в (ближневосточном) регионе? Ответ: да». При этом он прямо дал понять, что Вашингтон не будет препятствовать приходу к власти в арабских странах исламистских сил, если это станет результатом демократических выборов. Это заявление выглядит непривычным, учитывая устоявшийся стереотип представления США как «врага мусульман», широко тиражируемых различными мировыми СМИ.
При этом помощник госсекретаря США уклонился от прямого вопроса из зала: «А в случае, если речь будет идти о таких движениях, как ХАМАС или Хизбалла?». Обратив внимание на невмешательство Вашингтона «в результаты выборов в Ираке», он все-таки оговорился, что избиратели сами должны решить, готовы ли они жить под властью групп, говорящих на языке оружия, или предпочитают доверить управление партиям, поддерживающим демократию. Карпентер отметил, что Америка не будет вмешиваться в частные дела, касающиеся демократических преобразований в арабских странах, тем не менее, оставил за Белым домом право на оказание поддержки «реформистским силам».
Вероятно, данное выступление высокопоставленного чиновника американского внешнеполитического ведомства призвано показать готовность нынешней президентской администрации США учитывать реалии современного состояния общества в исламском мире в целом и промежуточные итоги военной операции в Ираке. Не удивительно, что американский дипломат заявил, что США могут одновременно «быть партнером правительства и гражданского общества». Сложно предопределить, насколько далеко простирается решимость Вашингтона мириться с особенностью мусульманского мира, в политике которого исламский фактор всегда играл существенную роль. Не исключено, что Америка сможет смириться с усилением роли Движения исламского сопротивления (ХАМАС), например, в Палестинской Национальной Администрации (ПНА), «Хизбаллы» – в Ливане или Ассоциации «Братья-мусульмане» – в Египте, и даже с вхождением их представителей в государственные институты этих стран. Однако условием таких изменений, как представляется, будет лояльность этих сил к присутствию и политике США в регионе.
Несмотря на противоречивость американского подхода к выработке своего курса в отношении исламских стран и нередкие случаи расхождений между делами и словами президента Буша, нельзя не согласиться с мнением Дж. Скотта Карпентера, что худшим из возможных сценариев политического развития Ближнего Востока является «сохранение статус-кво». При этом не грех было бы и для современной России воспринять что-то положительное из американского внешнеполитического опыта, по крайней мере, напористость и гибкость, подчас, не явную, скрытую от глаз не вовлеченного в тонкости мировой политики обывателя, при отстаивании национальных интересов государства. Иначе, Россия, которая постоянно испытывает какой-то дефицит, то политической воли, то финансовых средств, окончательно утратит свое влияние в исламском, и не только, мире, превратившись из субъекта мировой политики в его объект.
|