Временное иракское правительство, возглавляемое шиитом Айятом Аллави, вновь проявляет твердость, отказываясь от налаживания национального диалога с силами, выступающими за прекращение иностранного вмешательства во внутренние дела этого государства. Основу оппозиции нынешнему режиму в Багдаде, стремящемуся легитимизироваться через выборы, составляют преимущественно суннитские организации, за которыми, по некоторым сведениям, стоят могущественные арабские государства, в том числе нефтедобывающие монархии Аравийского полуострова. Однако ими в большей степени движет даже не стремление к отстаиванию интересов мусульман-суннитов Ирака, и тем более не возврат к власти ранее правящей партии «Баас», олицетворявшей господство суннитской политической элиты над шиитским большинством населения или над сепаратистски настроенными курдами. Доминирующим побудительным мотивом соседних с Ираком арабских стран, включая Сирию с её алавитским режимом, видится их боязнь укрепления иранского влияния в регионе, что неминуемо приведет к нарушению баланса сил в зоне Персидского залива и дестабилизации положения на Ближнем Востоке. Нельзя также сбрасывать со счетов то, что, не желая терять суннитов, страны арабского востока не желают терять собственное влияние в Ираке.
Прежде всего эти опасения усиливаются в Саудовской Аравии и Бахрейне. В прошлом они уже сталкивались с мощными оппозиционными выступлениями шиитской части населения. Доходило до вооруженного сопротивления официальным властям. По мнению правящих монархических семейств этих стран, исключительное закрепление шиитского сегмента в иракской государственности спровоцирует межконфессиональную напряженность на Аравийском полуострове. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал не зря говорил недавно о «растущем чувстве разочарования, несправедливости и маргинализации арабов-суннитов в Ираке, которые угрожают превратить выборы в фактор размежевания и раскола».
В то же время политические и религиозные силы, представляющие шиитское большинство Ирака (около 60 процентов почти 26-миллионного населения страны), с готовностью приветствуют участие суннитских политических партий в предстоящих выборах, не способных добиться доминирования в новой Национальной ассамблее. Кроме того, в Багдаде осознают, что массовой бойкот суннитами выборов способен вызвать сомнение в легитимности избираемых органов законодательной власти, которые, за исключением Курдистана, бесспорно, будут под полным шиитским контролем. Тем не менее, даже эти опасения не могут изменить позицию вице-президента Ирака, шиита по вероисповеданию Ибрагима аль-Джаафари, который откровенно признался: «Национальная консолидация со сторонниками бывшего режима и, в частности, с теми, совершил преступления или занимал высокие посты (при Садаме Хусейне), для нас неприемлема». Тем не менее, глава Лиги арабских государств Амр Муса с не меньшей откровенностью и твердостью констатировал позицию арабского мира, «даже слабого и расколотого», по иракскому вопросу, заявив, что иракцы должны учесть мнение арабских стран, если хотят получить их поддержку в будущем.
Итак, Ирак оказался не столько перед серьезным выбором, сколько перед сложной задачей. Потому что одновременно учесть все вообще интересы – геополитические, политические, военные, религиозные, интересы американского старшего брата и интересы второго старшего брата, арабского – практически невозможно. Особенно в его сегодняшнем положении.
|