Борьба с террором требует четких дефиниций. И если до сих пор никто из официальных лиц не может толком объяснить, чем отличается всеми проклинаемый «исламизм» от обычного «ислама», это подразумевает, что неприятности могут коснуться каждого российского мусульманина. Как отделить «вполне приличных граждан», исповедующих ислам, от «потенциальных террористов», есть ли между ними граница, или первая группа плавно перетекает во вторую – от ответов на эти вопросы зависит не только международное положение России, но и ежедневная практика антитеррористической операции.
В подобной ситуации не худо было бы поинтересоваться опытом предшественников. Все-таки в Российской империи последние несколько столетий мусульмане составляли немалый процент населения. Как же тогда выкручивалась царская администрация? Поди, плохо ей приходилось? Возьмем, для примера, наиболее сложный период: вторая половина ХIХ – начало ХХ века. В России разгул террора. Стреляет и взрывает множество «прогрессивных элементов». На самом Кавказе пошаливают грузины, некогда взятые в Россию буквально «Христа ради», из милосердия к христианскому народу, иной раз до половины вырезаемому иноземцами. Ближе к революции во всех левацких организациях от эсеров до большевиков грузины стабильно держат третье место по численности, после русских и евреев, оспаривающих друг у друга первое и второе. Армяне создают огромную конспиративную партию «Дашнакцутюн», в которую записываются более 100 тысяч человек.
Будучи «государством в государстве», дашнаки имеют своё тайное правительство, подпольную армию, собирающуюся в определенный момент по сигналу лидеров брать власть, финансовые структуры, даже свой «Красный Крест». Царских чиновников и офицеров «революционные армяне» убивают регулярно. А что же на этом фоне мусульмане? К удивлению исследователей, выясняется, что мусульманских подпольных группировок на Кавказе было раз-два и обчелся. Вообще, мусульмане в Российской империи были наиболее лояльной группой населения по отношению к государственной системе и её главе. В процентном отношении значительно лояльнее христиан, что и выяснилось во время революции! (Имамат Шамиля – не в счет: в этом военно-политическом образовании ислам лишь декорировал местную специфику. Никакой поддержкой мусульман на сопредельной территории империи Шамиль не пользовался).
Какими же технологиями, ныне совершенно утраченными, владели царские чиновники, успешно справлявшиеся со столь непростыми подданными? В первую очередь – проводилась работа с мусульманской элитой по её встраиванию в общероссийскую бюрократическую систему. По классической схеме: поддержка в обмен на лояльность. Далее – устанавливалась полная независимость российских мусульман от зарубежных. Собственная исламская иерархия (чей авторитет царская власть специально поддерживала показательно-уважительным отношением), собственные учебные заведения по подготовке священнослужителей и типографии для выпуска религиозной литературы – все это способствовало воспитанию все новых поколений в духе служения Царю и Отечеству. Плюс особое отношение к русским. Каждого мусульманина в России воспитывали на твердом правиле: российские сограждане ближе и важнее иностранных единоверцев. И это срабатывало. Никакой глобализации ислама. Россия сама себе указ, и ислам в ней один – русский!
Сегодня фундаменталисты пытаются именно глобализировать ислам, создать из локальных очагов автономных анклавов единую сеть, из эфемерного «исламского мира» (такого же мифического как «христианский мир») выстроить военно-наступательный блок с арабским центром. Современная арабская версия ислама, по сути абсолютно реформаторская, окончательно сформировавшаяся лишь несколько десятилетий назад, наступает исламскую традицию последних столетий. После распада Халифата ислам перестал быть религией "народа Магомета", а в последние столетия от арабоцентризма не осталось и следа. Даже священные города Мекка и Медина не воспринимались никем как центры арабского влияния.
На освоение российской территории зарубежные центры выделяют миллионные суммы: печатается религиозная литература, проходят обучение проповедники и наставники в учебных заведениях, строятся и обновляются мечети (в том числе и историческая мечеть в Москве на Татарской улице). Подобная тихая экспансия совершенно не волнует российские власти до тех пор, пока не переходит в следующую фазу – пробу на прочность государственной системы в каком-либо регионе, вроде вылазки ваххабитов в Дагестане. И потратив немалые силы, вплоть до личного участия президента, на воссоединение двух православных церквей РПЦ и РПЦЗ, никто из российского истэблишмента даже не пытается примирить две ветви российских мусульман – гайнутдиновцев и таджуддиновцев, заставляя их лидеров искать поддержку на стороне.
Таким образом, проект «Русский ислам» вполне может иметь место. Важно только, чтобы под этим наименованием не выступала кучка оголтелых исламизаторов, нацеленных на «этнических русских», а формировалось мощное движение российских мусульман, имеющее целью противодействие «арабизации» и выработку (а точнее, восстановление) собственных исламских традиций. В нелегком противостоянии с католичеством России удалось не стать задворками «западного мира» и явить миру собственное видение христианства – православие. Теперь очередь за тем, чтобы отразить нападение «восточного мира», продемонстрировав государственническую и специфически российскую доктрину ислама.
|