ARABESKI
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Потребности 
 О проекте 

Сапармурад Атаевич Клейнмихель

Туркменбаши строит железную дорогу

Давно пора посмотреть на Туркменистан с необычной для нас точки зрения, не как на некую «восточную деспотию», а как на государство, которое также ведет политику экономического развития. Туркменбаши занимался этим делом с первого дня своего правления в Туркменистане, в меру своего понимания целей и задач, и к сегодняшнему дню у него есть определенные достижения.

Люди, пишущие о Туркменистане в России, сплошь и рядом не представляют себе условий этой страны. Туркменистан только на карте выглядит большим, а на деле основная часть его территории занята песками и пустынями, практически не пригодными для жизни. Вся обжитая часть Туркменистана — это узкая полоска между горами Копет-Дага и песками, шириной в 45-50 километров, которая тянется от границы с Афганистаном, вдоль иранской границы и до Каспийского моря. Учитывая также жаркий климат и большие трудности с водой, особо благоприятными условия для развития не назовешь.

Однако туркменское правительство развивает железнодорожный транспорт. По плану экономического развития, разработанному еще в начале 90-х годов, Туркменистан собирался построить около 2 тысяч километров железных дорог, но активное строительство началось с 1996 года, с модернизации Ашхабадского локомотивного депо и строительства в Ашхабаде завода по выпуску рельсошпальной решетки. В том же году началось строительство первой линии Саджи-Сарахса-Мешхед, в Иран. Теперь это один из важнейших железнодорожных погранпереходов, способный пропускать до 3 млн. тонн грузов в год.

В 2003 году управление Туркменской железной дороги было преобразовано в Министерство железных дорог Туркменистана, с образованием юридического лица, что придало новый импульс строительству. Туркменистан стал строить дорогу Ашгабад-Каракумы-Дашогуз, которая пересекает Каракумскую пустыню, точно на север страны. Дорога строилась двумя участками: южным – от Ашгабада, и северным — от Дашогуза. 8 февраля 2006 года на 440-м километре состоялась стыковка двух участков, а открытие магистрали намечено на 19 февраля, а День государственного флага Туркменистана.

Туркменистан сделал то, на что не решились в свое время в Советском Союзе: проложил железную дорогу кратчайшим маршрутом через Каракумы. Эта дорога, вместе с магистралью Саджи-Мешхед, дает странам Средней Азии самый короткий выход в Иран, к портам Персидского залива. Расстояние по железной дороге от Дашогуза до Ашгабада сократилось на 700 километров, и поезд будет идти всего 12 часов.

Сейчас дорога, конечно, не готова к пропуску большого грузопотока. Она строилась быстро, в расчете на пуск рабочего движения, и впоследствии будет достраиваться до состояния, когда по ней пойдут грузовые составы. Но главное уже сделано, дорога существует. Вдоль нее проложена линия оптоволоконной связи, газопровод, водопровод, а также рядом построена новая, современная автодорога. Туркменистан построил комбинированный инфраструктурный комплекс через Каракумскую пустыню.

С тем же успехом можно сказать, что Туркменистан развивает гостиничный бизнес. Построенные турецкими строителями пятизвездочные комплексы стоят в Каракумской пустыне, сверкая на солнце фальшь-золотом, - совершенно пустые, необитаемые. Никто не хочет отдыхать под солнцем, путь которому указывает Туркменбаши. Вряд ли эти отели предназначены для туркменского среднего класса, который, не имея по милости Отца Всех Туркмен возможности выезжать за границу (в последнее время этого права фактически лишились даже государственные министры), будет проводить свой отпуск на родной земле. Не до жиру, быть бы живу. Согласно докладу Европейской обсерватории по вопросам здравоохранения, в республике - эпидемия чумы, которая скрывается официальными властями. В ситуации, когда стационары в сельской местности указом Туркменбаши отменены и больницы есть только в паре-тройке крупных городов, это является реальной угрозой популяции туркмен. Уровень потребления инъекционных наркотиков в тюрьмах Туркмении близок к стопроцентному. На фоне всего этого развитие железнодорожной сети, осуществляемое ударными темпами, превращает Туркменистан в игрушку для взрослого ребенка: вот гостиницы, дома, вот труба, вот людишки, поезда ездят туда-сюда, ту-ту-ту, промышленность развивается, скачут скакуны и Рухнама величественно вращается по околоземной орбите.

09.02.2006
Дмитрий Верхотуров

Версия для печати

Прямая речь

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006 
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006 
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006 
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006 
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006 
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006 
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006 
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006 
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?


Комментарии

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Украина стягивает войска
Специальный репортаж из Приднестровья
Владимир Букарский

09.03.2006 
Rudolfiner-White House
США спасают лицо Ющенко
Комментарий Алана Касаева

07.03.2006 
Армянская тень Саакашвили
Арам Саркисян хочет стать президентом Армении
Рубен Грдзелян

06.03.2006 
Блокада Приднестровья - дело рук Запада
Эксклюзивное интервью с председателем Верховного Совета ПМР

03.03.2006 
Пепел Клааса
Лукашенко России не по зубам
Комментарий Владимира Мацкевича

02.03.2006 
Мавр сделал свое дело
Назарбаев превращается в английскую королеву
Андрей Грозин

01.03.2006 
Вода в ступе
Мирный процесс в Карабахе может закончиться войной
Сергей Маркедонов

28.02.2006 
Вильнюс выслуживается перед НАТО
Южная Осетия стала разменной картой
Комментарий Владимира Симиндея


Все Реплики

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Назад, в будущее!
Годовщина революции в Киргизии станет праздником
Дмитрий Верхотуров

09.03.2006 
Начало пути
Зарождается азербайджанская диаспора
Сергей Маркедонов

07.03.2006 
Ни шагу назад!
России пора объявить Приднестровье зоной своих стратегических интересов
Алексей Мартынов

06.03.2006 
Разбирание русских земель
Послесловие к юбилею М.С. Горбачева
Сергей Маркедонов

03.03.2006 
Продолжение войны другими средствами
Переговоры по Карабаху возобновились
Игорь Михайлов

01.03.2006 
Согласие - золото
Русские - огромное преимущество Латвии
Комментарий Яниса Урбановича

27.02.2006 
Личная неприязнь
Политическая смерть Алиева близка
Алексей Пантыкин

26.02.2006 
Лед и пламень
Грузия превращается в Прибалтику
Сергей Маркедонов

22.02.2006 
Импотенция
Почему Россия не может поставить Грузию на место?
Сергей Маркедонов

21.02.2006 
Поживем - увидим
С чем Путин едет в Азербайджан?
Михаил Борок

20.02.2006 
Вещий Нурсултан
Казахстан становится Киргизией
Андрей Грозин


Суждения

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция
07.03.2006
"Они превращают нас в рабов"
Грузия измывается над азербайджанцами
Комментарий Али Бабаева
27.02.2006
Начальник станции "Жмеринка" отдыхает
Лукашенко играет в преферанс
Станислав Петров
21.02.2006
Финишная прямая Лукашенко
Гадание на голосах, которые останутся от президента
Иван Сухий
13.02.2006
Проклятые вопросы
Как решить проблему Карабаха?
Сергей Маркедонов
30.01.2006
Черкес бежал быстрее лани
Адыгея обратилась в Совет Европы
Сергей Маркедонов
GlobalRus.ru    Потребности    О проекте    GlobalRus.ru © 2003–2006 Кнопка Рамблера