Парламент Эстонии намерен провести открытое заседание комиссии по иностранным делам, на котором будет рассмотрен вопрос о ситуации в Белоруссии.
В заседании примет участие представитель лидера объединенной демократической оппозиции Белоруссии Александра Миленкевича при Европейском союзе Иван Чурилович. Обсуждение проводится по инициативе созданного 19 января парламентского объединения «В защиту развития демократии в Белоруссии». Ранее председатель подкомитета Парламентской ассамблеи Совета Европы по Белоруссии Андрес Херкель заявил, что белорусский вопрос становится особо актуальным в преддверии президентских выборов 19 марта. Херкель также отметил, что Белоруссия является единственным европейским государством, которое не входит в Совет Европы. Ситуацию комментирует глава информационного бюро по СНГ и Балтии РИА «Новости» Алан Касаев.
- Почему демократию в Белоруссии будет обсуждать парламент Эстонии? Это задание ЕС? Или Эстония просто намерена ретиво выслужиться перед большой Европой? Ведь не секрет, что страны новой Европы - от Прибалтики до Грузии - более всего озабочены демократией на постсоветском пространстве. Складывается такое ощущение, что это более демократические страны, чем, к примеру, Франция или Германия...
- Совершенно очевидно, что политическая роль Эстонии, как, впрочем, и Литвы, и Латвии понимается Брюсселем и Вашингтоном по-разному. Для ЕС балтийские страны это прежде всего некий буфер (причем не обязательно только в негативном смысле этого слова)для России. Для США три маленьких новоевропейских государства это в первую очередь средство управления не всегда послушной Европой. Задача балтийской политики таким образом крайне сложна - учесть и мнение Брюсселя. и мнение Вашингтона и при этом еще ухитриться найти время заняться собственной стратегией. которая - как ни крути - реально определяется наличием России в качестве ближайшего соседа и крупнейшего по фактическому влиянию игрока региона. Для Брюсселя важно включить Белоруссию в список "демократических" европейских стран прежде всего в политико-экономическом смысле (ЕС с Белоруссией приобретает почти законченный внешний вид, четко отграничивая РФ с запада; ЕС с Белоруссией далее может сколь угодно долго заниматься с разных сторон "адаптацией" и воспитанием Украины; ЕС с Белоруссией может заморозить некоторые требующие больших вложений проекты типа Северо-Европейского газопровода). Для Вашингтона важно расширить сферы своего прямого управления Европой, объединив в единую цепь балтийские страны, Белоруссию, Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. А там далее на подходе Турция, после чего можно продавить в "единую Европу" кавказские государства. Этим самым сама идея единой Европы размывается, образуются как минимум две Европы, одна из которых не управляется Брюсселем, одновременно образуется зона контроля над энерго- и политресурсами Каспия и Среднего Востока и замыкается с Юга и Запада зона прямого контроля Вашингтона над Россией. Если оперировать подобными геополитическими построениями, то Эстония (в частности) - более демократическая, то есть более проамериканская страна, нежели Франция и Германия.
- Во время недавней встречи Ангелы Меркель и Александра Милинкевича немецкий канцлер ясно дала понять белорусскому оппозиционеру, что Германия готова поддержать белорусскую оппозицию, но только в том случае, если она объединится. Есть ли предпосылки к тому, чтобы белорусская оппозиция стала реальной политической силой?
- У белорусской оппозиции нет недостатка в политических спонсорах, но есть недостаток самой белорусской оппозиции - ее просто недостаточно для того, чтобы стать реальной политической силой, способной легитимно, полулегитимно или даже нелигитимно сменить власть в своей стране. И, конечно, наиболее трезвые политические игроки в Европе это понимают. Нынешние высокие контакты Милинкевича для его контрагентов в Европе важны только для того, чтобы подготовить должным образом общественное мнение для массированной волны критики Лукашенко после выборов. Итоги же их вполне предсказуемы и для Милинкевича ничего хорошего не принесут.
- О том, что Белоруссия - единственная страна Европы, не являющаяся членом ЕС, мы знаем давно, об этом не говорит только ленивый. Как и о том, что Лукашенко - последний европейский диктатор. Отвлекаясь от того, что диктатор он крайне плохой и жиденький (учитывая богатейшую европейскую диктаторскую традицию), - что может парламент Эстонии добавить к этому?
- А что еще может парламент Эстонии сделать, чтобы о его существовании хоть кто-нибудь догадался? Видите, даже мы в России уделяем этому "представительному органу" непропорционально много внимания, а это означает, что расчет депутатов правильный.
- Случайным ли является тот факт, что председателем подкомитета Парламентской ассамблеи Совета Европы по Белоруссии является г-н Андрес Херкель? Не так давно в ранге докладчика Мониторингового комитета ПАСЕ этот господин занимался продвижением демократии в Азербайджане. Чем закончились там оранжевые опыты, знают все. В европейских структурах - кадровый голод?
- В ПАСЕ реальный кризис, в том числе и кадровый. Деятельность этой организации все более концентрируется на сфере паблик релейшнз, и все далее и далее от реальных европейских проблем. ПАСЕ ведь не обсуждает серъезных европейских тем, в частности, никак не высказывает своего отношения к раскалывающим Европу, и прежде всего ЕС действиям европейских исламских экстремистов, всеръез ставших очагом острой конфликтности внутри континента. В отличие, к примеру, от той же Белоруссии, никак на стабильность в Европе негативно не влияющую.
|