В последнее время по страницам прессы прокатилась шумная волна статей и сообщений о новом пенсионном законе, подписанном президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым. В публикациях на «Интерфаксе», «Росбалте», в газете «Время новостей» утверждалось, что новый закон о пенсиях лишает чуть ли не всех стариков и инвалидов пенсий, что в Туркменистане многие старики умерли от инфарктов в отделениях почты, когда узнали об этом.
Откуда дровишки? С туркменских оппозиционных сайтов и сообщений мировых каналов. Публикации в российских СМИ почти слово в слово повторяли сообщения туркменских оппозиционеров. Кампания была настолько шумной, что даже МИД Туркменистана, обычно не обращающий внимания на подобные кампании, выступил с официальным заявлением, в котором назвал эти публикации «ложными измышлениями». Негодование туркменского внешнеполитического ведомства было весьма сильным: «Особую озабоченность вызывает то, что средства массовой информации, пренебрегая общепринятыми правилами и нормами журналистской этики, идут на прямую провокацию и неприкрытую подтасовку фактов, демонстрируя при этом полное незнание реальной ситуации», - говорится в его заявлении.
Чем дальше были российские журналисты от туркменской тематики, тем больше они нагнетали страсти в своих статьях. Заявлялось о «заваленных трупами стариков моргах», о «шествии перед президентским дворцом». То есть, состоялся полный разгул слухов. Между тем, по заявлению Фарида Тухбаттулина, председателя Туркменской инициативы по правам человека, не было никаких социальных выступлений, а только в Дашогузе пенсионеры собрались в местного собеса в попытках выяснить положение дел. Потом они разошлись, подчеркнул Тухбаттулин. Даже этот оппозиционный деятель, осведомленный о положении в стране, отказался подтвердить распускаемые слухи.
На что стоит обратить внимание? На то, что российские журналисты даже не попытались выяснить реальное положение дел, даже не попытались разыскать новый закон о пенсиях и объяснить его. Не говоря о том, чтобы вскрыть мотивы туркменского правительства и оценить реальные последствия. Справедливости ради надо отметить, что полное отсутствие внятной информации со стороны официального Ашхабада только способствует слухам. Впрочем, информационная немота - органическое качество сатрапии.
Что можно сказать о новом пенсионном законе, исходя из скудных данных об экономическом положении в Туркменистане? Скорее всего, причиной сокращения пенсий на 20% (которые были и до этого), является недостаток средств в государственном бюджете. Туркменистан получает доходы только от экспорта газа, который он продавал по самой низкой цене. Кроме того, Ниязов все время своего правления Туркменистаном настойчиво прилагал усилия к перестройке хозяйства страны, на что уходили большие средства. По некоторым сведениям, эта перестройка затрагивает нефтегазовую отрасль (наращивание добычи газа, развитие переработки нефти и строительство газопроводов), текстильное производство, транспорт (Туркменистан в настоящее время ведет интенсивное железнодорожное строительство), водное хозяйство и орошение (создание Каракумского водохранилища).
Судя по всему, Туркменбаши предпринимает шаги к сокращению социальных выплат, чтобы сократить дефицит бюджета, и одним из шагов этой политики является снятие с пенсионного обеспечения бывших работников предприятий союзного подчинения, имеющих взрослых детей, а также переселение одиноких пенсионеров в дома престарелых. Хотя полностью пенсионная система не отменяется, и прежние пенсии остаются у людей со стажем свыше 38 лет.
В общем и целом, он повторяет политику, которая была в Советском Союзе времен первой пятилетки — развитие ценой снижения жизненного уровня населения. Только таким образом можно объяснить сочетание интенсивных вложений в экономику и сокращения социальных выплат.
|