B Баку прибыли сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция) и Стивен Манн (США). В середине февраля президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Роберт Кочарян продолжат переговорный процесс по карабахскому урегулированию. Сотрудник аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов пояснил: "До этой встречи, для выполнения своей посреднической миссии, визит сопредседателей вполне понятен. То есть они должны провести обмен мнениями с президентом". Мамедов сообщил, что сопредседатели, как посредники в урегулировании конфликта, неоднократно беседовали с азербайджанской и армянской сторонами. "Изучив определенные аспекты, они должны стараться приблизить позиции сторон и вести работу в данном направлении. И до основной встречи в верхах они хотят прибыть в регион, побеседовать и поделиться мнениями с президентом", - заявил он.
Встреча Алиева и Кочаряна состоится ориентировочно 10-11 февраля в Париже. Глава управления информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде так прокомментировал визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ: "Целью визита сопредседателей является обсуждение вслед за недавней встречей министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Лондоне дальнейших перспектив мирного процесса".
Встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Лондоне не привела к значительному сближению сторон. То, что на ней произошло, трудно назвать даже декларацией о намерениях, ибо декларация новая, а намерения прежние. Стороны договорились и дальше двигаться в направлении урегулирования конфликта. Вместе с тем сам факт, что встреча президентов состоится меньше чем через два месяца после встречи министров, обнадеживает.
Процесс карабахского урегулирования идет быстрее, чем он шел несколько лет назад. На это указывает ряд косвенных факторов, тем не менее, информационный вакуум не должен смущать: косвенность этих факторов вовсе не означает их малозначительности.
Процесс карабахского урегулирования перестал зависеть от воли руководителей Армении и Азербайджана, перестал быть внутренним делом и вопросом двусторонних отношений этих двух стран, перестал быть даже сугубо региональной проблемой, контроль над которой региональная держава под названием Россия вполне в состоянии обеспечить собственными силами. В конце концов, процесс карабахского урегулирования перестал быть удобным инструментом в руках Москвы, с помощью которого она влияет на позицию политэлит Азербайджана и Армении, равным образом обеспечивая лояльность этих элит России. Постепенно процесс карабахского урегулирования стал делом международного масштаба, и нынешний визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ может оказаться менее формальным, чем прежние визиты.
Почему это произошло? Справедливости ради следует отметить, что региональные конфликты на пространстве бывшего СССР стали с течением времени привлекать все большее внимание международной общественности. Так произошло с Приднестровьем, так произошло с Южной Осетией и Абхазией. Внимание международных организаций усилилось благодаря объективным геополитическим факторам: ослабление влияние России и принцип "свято место пусто не бывает" сыграли свою роль.
Нагорно-карабахский конфликт можно особо выделить в этом ряду. И дело даже не в том, что это самый первый этнорегиональный конфликт на пространстве бывшего СССР. Дело в том, что международное сообщество заинтересовано в его разрешении едва ли не более, чем в разрешении прочих аналогичных конфликтов. На втором месте по важности стоит раздробленность Грузии, однако и это второе место продиктовано соображениями, напрямую связанными с особенностями Южного Кавказа.
Дело в том, что нестабильность в южнокавказском регионе стала беспокоить сильных мира сего, и прежде всего США, с момента реализации серьезных транснациональных экономических проектов. Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан долго не могли начать, не будучи уверенными в том, что региональная стабильность может быть прогнозируема хотя бы на краткосрочную перспективу. Сама возможность этого строительства появилась в результате политики Гейдара Алиева, сумевшего сделать свою страну из постерпевшей поражение разоренной бывшей постсоветской республики в перспективный нефтяненосный край, политически стабильный и экономически предсказуемый. Вместе с тем нерешенность карабахской проблемы потенциально таит в себе немалые риски, а транснациональные корпорации не могут позволить себе никаких рисков.
Сегодня Ильхаму Алиеву предстоит довести до конца решение карабахского вопроса, довести до конца дело, начатое его отцом. Карабах перестал быть гвоздем в сапоге, наличию которого радовалась бывшая метрополия. Лояльность Баку Москве более не строится на геополитических сдержках и противовесах, в свои права вступили прагматические принципы взаимного сотрудничества. Карабах стал гвоздем в сапоге у США и нефтяных корпораций.
Стуация осложняется еще и тем, что сегодняшнее армянское руководство на 80% состоит из героев карабахской войны, чья легитимность напрямую зависит от их позиции по карабахскому вопросу. В случае, если армянское руководство сдаст Карабах, это будет воспринято в обществе как предательство. Не исключено, что обществу будут предложены новые лидеры, способные довести до конца процесс арменизации Карабаха. Предсказать развитие событий по этому сценарию довольно трудно, однако оно будет весьма экстремальным.
Положение Алиева значительно более прочное. В отличие от Кочаряна, выборы у него позади, оппозиция расписалась в собственном ничтожестве, реваншисты не дышат ему в спину. Проблема Карабаха - та проблема, решением которой Алиев может войти в историю. Для Кочаряна это та проблема, которая может заставить его выйти из президентского кабинета, причем навсегда.
Таким образом, существует принципиальная разница не только в политических позициях высоких договаривающихся сторон, но и в имманентной внутриполитической ситуации, в которой находится каждая из сторон. В этих условиях надеяться на скорый прогресс по карабахскому урегулированию, наверное, не приходится. Но вместе с тем нельзя не отметить, что, как уже было сказано, в последнее время консультации, встречи и заявления по карабахскому вопросу участились. И визит сопредседателей МГ ОБСЕ - лишнее тому подтверждение.
|