ARABESKI
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Потребности 
 О проекте 

Грузия одна

Абхазия решает проблему Гальского района

С приходом нового 2006 года началось «обновление» грузино-абхазского конфликта. Январское обострение криминогенной и этнополитической ситуации в Гальском районе непризнанной Абхазии во многом проходит по юго-осетинскому сценарию сентября-ноября  2005 года. Серия провокаций, похищения людей, взаимные обвинения конфликтующих сторон. И, естественно апелляции руководства Грузии к международному сообществу по поводу, во-первых, бездействия российского миротворческого контингента, а во-вторых, в связи с эскалацией насилия со стороны «лидеров агрессивного сепаратизма». Как и в случае с Южной Осетией «миротворческая риторика» лидеров Грузии дополняется отнюдь не «голубиными» практическими действиями. Указ о проведении внепланового призыва в вооруженные силы Грузии подписал президент этой страны Михаил Саакашвили. Этот призыв планируется провести в январе-марте 2006 года. Во время осеннего призыва 2005 года министерство обороны республики не запросило новобранцев, они поступили на  службу в погранвойска и части МВД. С началом нового 2006 года грузинский главнокомандующий предъявляет спрос на призывников-армейцев.

Очевидно, что «проблема Абхазии» сама по себе не разрешится. Сегодня Грузия стремится на абхазском направлении к тому же, чего она достигла на «осетинском фронте». Необходимо, чтобы ОБСЕ, другие влиятельные международные структуры приняли грузинский план урегулирования конфликта, при этом с показательной критикой российской политики. Такой опыт мы уже прошли в Любляне на саммите министров иностранных дел ОБСЕ 7 декабря 2005 года. Сегодня мнения экспертов по поводу резолюции люблянского саммита разошлись. Некоторые политологи считают, что в декабре 2005 года Россия отказалась от однозначной поддержки Южной Осетии, другие высказывают мнение о том, что текст резолюции был в значительной степени выхолощен на стадии ее принятия. Тем не менее, люблянский саммит стал неким водоразделом. Процесс осетино-грузинского конфликтного урегулирования после резолюции 7 декабря стал в значительной степени интернационализированным. То же самое Тбилиси планирует и в отношении Абхазии. Разница между юго-осетинским кризисом весны 2005 года и нынешним «гальским» января 2006 года в том, что руководство непризнанной Абхазии более активно в отстаивании своей позиции перед международным сообществом.

16 января 2006 года абхазский президент Сергей Багапш  провел встречу с заместителем Специального представителя Генерального секретаря ООН Иво Петровым. Как сообщает корреспондент информационного агентства «REGNUM» в Сухуми со ссылкой на Управление правительственной информации, во встрече также принял участие министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Сергей Багапш заявил, что "события последних дней подтверждают, что терроризм в Грузии возведен в ранг государственной политики…действующие в Гальском районе грузинские бандформирования пользуются поддержкой политического руководства Грузии".

Однако все действия абхазских представителей (при явно недостаточной информационной поддержке российских дипломатов и военных) не идут ни в какое сравнение с активностью грузинских политиков. Буквально на днях специальный представитель президента Саакашвили на грузино-абхазских переговорах Ираклий Аласания (считающийся возможным преемником третьего по счету главы грузинского государства) дал пространное интервью влиятельной грузинской газете «Резонанси», где обрисовал основные контуры «абхазской политики» Тбилиси. Ираклий Аласания позиционирует себя как политик «мягкий», лишенный популизма и радикализма покойного ныне главы так называемого «Верховного Совета Абхазии в изгнании» Тамаза Надарейшвили. Однако в руководстве Грузии роли злых и добрых политиков, «голубей» и «ястребов» давно расписаны. К «злым» относится министр обороны и один из наиболее состоятельных людей Грузии Ираклий Окруашвили. Он совершает вместе с группой глубинной разведки рейды по мятежным республикам и грозит им «последним доводом королей». К «умеренным» принадлежит госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, сочетающий жесткие заявления в адрес России с примирительными нотками в адрес «братских осетинского и абхазского народов». Ираклий Аласания же призван продемонстрировать перед США и Евросоюзом «новое лицо» абхазской политики. Поэтому главной целью политики Грузии по отношению к «мятежной республики» Аласания определил как «преодоление изоляционизма». «Мы должны способствовать тому, чтобы Абхазия стала более досягаема для Запада. Чтобы путем появления в этом обществе западных ценностей произошло сближение двух обществ. Мы должны дать больше возможности представителям абхазского общества для выхода на Запад, иметь встречи с представителями западных международных и неправительственных организаций. Они должны убедиться в том, что в условиях демократического строя защиту жизненно важных для них интересов свободно можно осуществить совместно с грузинами!» Процитированный выше отрывок из интервью со спецпредставителем Саакашвили как нельзя лучше показывает общий настрой грузинской элиты по отношению к Абхазии.

Фактически все лидеры Грузии (и «либералы», и «силовики»), равно как и большая часть грузинских политологов игнорируют внутриполитическую динамику Абхазии. Между тем по демократическим ценностям непризнанная Абхазия могла бы дать фору признанной Грузии. В Абхазии президентов не свергали вооруженным путем или на волне революционной стихии. Лозунг «Абхазия для абхазов» также не становился краеугольным камнем национальной политики этой республики. Это вовсе не отменяет проблем, появляющихся время от времени в абхазо-русских или армяно-абхазских отношениях.  Однако, даже несмотря на факт этнической чистки 1993 года (изгнание из Абхазии более 200 тыс. грузин), в Гальский район вернулось около 55 тыс. представителей грузинского этноса, многие из которых не раз продемонстрировали лояльность абхазской власти.

Гальский район всегда стоял особняком в Абхазии. В позднесоветское время численность грузинского (мегрельского) населения там составляла более 90%. В послевоенный период именно территория Гальского района стала местом возвращения беженцев. Сегодняшний Гальский район- это 37% от территории одноименного административно-территориального образования советского времени, разделенного между Гальским, Ткварчельским и Очамчирским районами. Первая волна возвращения гальских мегрелов произошла уже в 1994-1995 гг.. Вторая - после трагических событий мая 1998 года (новой эскалации грузино-абхазского противостояния). По утверждению Владислава Ардзинбы, в конце 1990-х годов в Гальском районе насчитывалось 60 тысяч грузин. Эдуард Шеварднадзе называл цифру 55 тысяч человек. В 2001 году было сформировано Гальское районное собрание. Однако и после 1998 года Гальский район остался наиболее проблемной территорией для Абхазии. Помимо деятельности грузинских партизанских отрядов вызовом для абхазского руководства стал обычный бандитизм (и грузинский, и абхазский), пик которого традиционно приходится на "ореховый сезон".

Перед абхазским руководством изначально вставала дилемма - либо инкорпорирование Гальского района с мегрелоязычным населением, либо этническая чистка, либо застойный сценарий. Сценарий силового изгнания местного мегрельского населения оказался неэффективным. Будучи носителями традиционного крестьянского сознания, гальские мегрелы не являются фанатиками "грузинизации" и достаточно терпимы к любому суверенитету, гарантирующему минимум безопасности и возможности для крестьянского труда. Поэтому, вскоре после "силовых решений" гальские мегрелы возвращались к привычной среде без оглядки на процесс урегулирования между Сухуми и Тбилиси. Тем паче что в Тбилиси, несмотря на всю патриотическую риторику, на мегрелов традиционно смотрели свысока. Попытки выходцев из Гали адаптироваться в столице Грузии, найти свои ниши в столичном "разделении труда" по большей части окончились неудачей.

Длительное время в отношении Гальского района власти Абхазии проводили политику "остаточного принципа". По образному выражению одного из депутатов абхазского парламента, "бюджет Гальского района сегодня меньше, чем бюджет одного сухумского ларька". Подобная политика привела лишь к экономической (как следствие и социальной) сепарации района, формированию его устойчивой ориентации на западные регионы Грузии (Зугдидский район). Таким образом, сам Сухуми создал предпосылки для гальского местничества. Это, в свою очередь, давало возможность Грузии постоянно педалировать проблему дискриминации по отношению к грузинскому населению Гальского района. Не вполне удачными оказались меры республиканской власти по борьбе с криминалитетом. Экономические интересы жителей района во многом способствовали формированию особой гальской идентичности как негрузинской и неабхазской. В любом случае, без решения "гальской проблемы" суверенитет Абхазии над всей своей территорией был не полон. А значит, недостаточна и состоятельность непризнанного государства.

Поворотным пунктом в формировании основ "новой восточной" политики Сухуми стали выборы 2004 года. Жители Гальского района в массе своей проявили значительный интерес к голосованию и избранию президента Абхазии, объясняя свой выбор ностальгией по элементарному порядку. Таким образом, была продемонстрирована в массовом порядке лояльность непризнанной республике. Контроль за ходом голосования и подведением итогов выборов в Гальском районе стал определенным "моментом истины" и для абхазских структур гражданского общества. Их активисты, выступавшие против "застойного сценария" по отношению к самому проблемному району Абхазии, получили многочисленные факты в пользу правильности своей позиции.

И сегодня проблема включенности Гальского района в общеполитические и социально-экономические процессы в Абхазии является одной из ключевых. Фактически на республиканском уровне ставится задача установления полного суверенитета над Гальским районом. Под этим понимается и обеспечение безопасности (особенно, в так называемой, Нижней зоне), и обеспечение нормального сбора налогов властью, а не криминалитетом (в том числе и абхазским) , и налаживание регулярного преподавания предметов на абхазском, русском и мегрельском языках, и вовлечение в аппаратную работу галльских мегрелов, и, как результат, формирование мегрелов - граждан Абхазии. Однако, "новая восточная» политика в Абхазии не приватизирована властью. Неправительственные организации из Сухуми сегодня взялись за реализацию целого ряда социально-гуманитарных проектов (прежде всего в образовательной сфере) в Гальском районе. Фактически, их постоянный мониторинг за ситуацией в районе на сегодняшний день является наиболее репрезентативной картинкой событий.

«Новая восточная» политика непризнанной Абхазии – это только первые шаги по преодолению "окукленности" проблемной территории. Однако успешное решение проблем Гальского района принесет уже в ближайшем будущем ощутимые дивиденды. Абхазские власти смогут объявить вопрос о возвращении беженцев решенным. По международным стандартам возвращение можно считать состоявшимся, если обеспечены гарантии безопасности и возможности для саморазвития. Успешное инкорпорирование Гальского района работает именно на эту цель. Формирование лояльного мегрельского населения ("наших грузин") чрезвычайно выгодно для Абхазии, поскольку позволяет переформатировать конфликт с Тбилиси из этнополитического в статусный. В этом случае конфликт представляется не как борьба абахазских этнонационалистов с грузинами, а как противоборство населения Абхазии с грузинским государством и его амбициями.

Именно этот процесс чрезвычайно невыгоден Тбилиси, мечтающем о военном реванше в Абхазии. Отсюда игнорирование существенных подвижек в отношении властей Абхазии к Гальскому району в 2004-2005 гг. и провоцирование недовольства гальских мегрелов, и апелляции к международным организациям по поводу постоянных нарушений прав человека в Гали. По словам Ираклия Аласания, «Гальский район сегодня - большая боль грузинского государства. У нас нет механизмов для контролирования этого района. За грузинскими правоохранительными структурами, которым удалось расформировать и разоружить парамилитаристские организации, не последовали адекватные действия с абхазской стороны. Там очень тяжелая криминогенная ситуация, чего не отрицают и сами де-факто власти. И нам, и международному сообществу они постоянно обещают уладить эту проблему, хотя уже год, как обещания так и остаются обещаниями. До сих пор не удалось открыть офис ООН по защите прав человека и задействовать гражданскую полицию ООН. Эти вопросы неизменно являются частью наших переговоров. В школах Гальского района стоит проблема обучения на грузинском языке, которая должна быть обязательно решена». Автор настоящей статьи бывал в Гальском районе лично. Не как член правительственной или иной официальной делегации, а как частное лицо. Последний раз - в июле 2005 года. Не буду абсолютизировать собственные наблюдения, но и сегодня в моем авторском архиве есть районная газета «Гал» (абхазское наименование Гали), изданная на трех языках (включая и грузинский). Более того, автор лично видел в сельских школах  так называемой Нижней зоны Гальского района (села Земо Баргеби и Набакеви) расписания занятий на грузинском языке. Так, может быть, представителям грузинской власти «надо чаще встречаться» с защищаемым ими грузиноязычным населением района? Которое, подчеркнем еще раз, вернулось в Гали из Тбилиси и других грузинских городов, променяв тбилисский рай на гальский ад.

Но ведь цель официального Тбилиси – не объективный этнополитический мониторинг. «Вопрос, касающийся ситуации в Гальском районе, станет предметом очень серьезного обсуждения на будущей Женевской встрече и займет большую часть нашего выступления на заседании Совета Безопасности ООН. В декабре состоялся визит Специального представителя Генсека ООН по вопросам защиты прав беженцев. Отчет, подготовленный им, выслушают и члены Совбеза ООН. Считаю, что после ознакомления со всей этой информацией, у них создастся полное представление о текущих событиях в Гальском районе, и международное сообщество станет более требовательным к абхазской стороне»,- заявил Ираклий Аласания.

Вот это уже горячее. Надо представить ситуацию так, чтобы международное сообщество всем своим авторитетом поддержало тбилисских «демократов». При «молчаливой» позиции России это будет относительно нетрудным делом. А далее сценарий будет развиваться по уже  знакомой схеме. Интернационализация конфликтного урегулирования - вывод российских миротворцев (или их существенная  «разбавка)- попытки установить суверенитет над «мятежной республикой». Только вот станет ли такой мирный план действительно мирным - риторический вопрос.

Автор -  зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

18.01.2006
Сергей Маркедонов

Версия для печати

Прямая речь

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006 
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006 
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006 
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006 
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006 
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006 
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006 
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006 
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?


Комментарии

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Украина стягивает войска
Специальный репортаж из Приднестровья
Владимир Букарский

09.03.2006 
Rudolfiner-White House
США спасают лицо Ющенко
Комментарий Алана Касаева

07.03.2006 
Армянская тень Саакашвили
Арам Саркисян хочет стать президентом Армении
Рубен Грдзелян

06.03.2006 
Блокада Приднестровья - дело рук Запада
Эксклюзивное интервью с председателем Верховного Совета ПМР

03.03.2006 
Пепел Клааса
Лукашенко России не по зубам
Комментарий Владимира Мацкевича

02.03.2006 
Мавр сделал свое дело
Назарбаев превращается в английскую королеву
Андрей Грозин

01.03.2006 
Вода в ступе
Мирный процесс в Карабахе может закончиться войной
Сергей Маркедонов

28.02.2006 
Вильнюс выслуживается перед НАТО
Южная Осетия стала разменной картой
Комментарий Владимира Симиндея


Все Реплики

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Назад, в будущее!
Годовщина революции в Киргизии станет праздником
Дмитрий Верхотуров

09.03.2006 
Начало пути
Зарождается азербайджанская диаспора
Сергей Маркедонов

07.03.2006 
Ни шагу назад!
России пора объявить Приднестровье зоной своих стратегических интересов
Алексей Мартынов

06.03.2006 
Разбирание русских земель
Послесловие к юбилею М.С. Горбачева
Сергей Маркедонов

03.03.2006 
Продолжение войны другими средствами
Переговоры по Карабаху возобновились
Игорь Михайлов

01.03.2006 
Согласие - золото
Русские - огромное преимущество Латвии
Комментарий Яниса Урбановича

27.02.2006 
Личная неприязнь
Политическая смерть Алиева близка
Алексей Пантыкин

26.02.2006 
Лед и пламень
Грузия превращается в Прибалтику
Сергей Маркедонов

22.02.2006 
Импотенция
Почему Россия не может поставить Грузию на место?
Сергей Маркедонов

21.02.2006 
Поживем - увидим
С чем Путин едет в Азербайджан?
Михаил Борок

20.02.2006 
Вещий Нурсултан
Казахстан становится Киргизией
Андрей Грозин


Суждения

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция
07.03.2006
"Они превращают нас в рабов"
Грузия измывается над азербайджанцами
Комментарий Али Бабаева
27.02.2006
Начальник станции "Жмеринка" отдыхает
Лукашенко играет в преферанс
Станислав Петров
21.02.2006
Финишная прямая Лукашенко
Гадание на голосах, которые останутся от президента
Иван Сухий
13.02.2006
Проклятые вопросы
Как решить проблему Карабаха?
Сергей Маркедонов
30.01.2006
Черкес бежал быстрее лани
Адыгея обратилась в Совет Европы
Сергей Маркедонов
GlobalRus.ru    Потребности    О проекте    GlobalRus.ru © 2003–2006 Кнопка Рамблера