Сегодня президент Узбекистана Ислам Каримов денонсировал соглашения, подписанные его страной в рамках ГУУАМ. ГУУАМ превратился в ГУАМ – инициативы Каримова привели к фактическому выходу Узбекистана из этой организации. Союз независимых государств, анти-СНГ, главной целью которой было пропагандистски-пиаровская антироссийская позиция, потерпел столь же пропагандистски-пиаровское поражение.
При всей кажущейся неожиданности каримовского шага он все же весьма предсказуем. ГУУАМ – организация, созданная в расчете на масштабные западные политические и экономические инвестиции, и самостоятельного в ней мало. Жизнеспособность этой организации зависела от трех факторов: от решимости Запада оказывать геополитическое давление на Россию; от готовности России и поддаваться этому давлению; от готовности лидеров стран ГУУАМ следовать в фарватере западной геополитической стратегии.
Влияние первого фактора нимало не ослабли за истекший период. И даже напротив. Ничем иным как желанием поскорее взять Россию в кольцо нельзя объяснить парад оранжевых революций на постсоветском пространстве, случившийся в 2004-2005 гг. Первое время складывалось ощущение, что Россия не просто готова с этим смириться, но и кремлевские аналитики всерьез испугались, что Запад не остановится на создании плотного кольца, что конечной целью является смена власти в Кремле. И в самом деле, в Москве спешно было создано несколько общественно-политических движений, карликовых, смехотворных и нелепых, целью которых было противостояние оранжевой угрозе. Но вдруг выяснилось, что в подобных структурах нет ни малейшей надобности, а лучший кордон для оранжевой революции давно существует и называется просто – “Газпром”. Сейчас мы присутствуем при реализации сценария российского реванша. Сценарий этот тем более впечатляющ, что направлен в первую очередь против страны, на чьей внутриполитической жизни оранжевый передел сказался наименее плачевным образом: Украина как была государством, раздираемым клановыми противоречиями, так и осталась, однако это не отменяет самого факта наличия серьезных последствий деятельности оранжевого коминтерна. На примере Киргизии выяснилось, что Вашингтон ставил не на ту лошадку. Новые режимы в освобожденных от пророссийских элит странах оказались хуже, непредсказуемее, плачевнее старых. Более того, их претензии к Западу оказались куда более высокими – какими только могут быть претензии детдомовского ребенка к приемным родителям, а их способность платить за оказанное доверие – куда более низкой.
Впрочем, для осознания этих вполне очевидных фактов Западу потребовалось все же некоторое время. До наступления момента истины он предпринял попытки усадить оранжевых секретарей ЦК в президентские кресла еще нескольких постсоветских государств, к примеру, Азербайджана и Узбекистана. И если в Азербайджане Запад столкнулся с убедительной победой Алиева демократическими методами при наличии всех необходимых компонентов в виде оппозиции, митингового горлопанства и самоотверженности ПАСЕ и ОБСЕ, то в Узбекстане, вдохновленный успехом киргизского бандитского мятежа и пожелавший повторить этот опыт в соседней “дикой” республике, Запад столкнулся с аппаратом подавления, находящимся в руках у Ислама Каримова, - аппаратом замечательно отлаженным и сработавшим безотказно. После подавления андижанского мятежа ПАСЕ, ОБСЕ и еще с дюжину международных структур, защищающих демократию и права человека, бросились на помощь мятежникам, однако было понятно, что в отсутствии майданов эта информационная поддержка совершенно бесполезна, а майданам в Узбекистане взяться было неоткуда. Тогда экономические защитники демократии последовательно лишили Узбекистан финансовой помощи, выходов на международные рынки и прочих имевшихся и обещанных преференций. Эпоха дружбы среднеазиатского государства с Западом против России завершилась. Был подписан договор с Россией о стратегическом партнерстве.
Договоренности в рамках ГУУАМ в момент создания этой организации в 1997 году были без промедления одобрены ОБСЕ, этой бойкой стурктурой, менее всего занимающейся собственно организацией безопасности и сотрудничества в Европе, зато более всего интересующейся демократическими процессами на постсоветском пространстве. Повивальная бабка Косово, ОБСЕ более чем откровенно проявила себя на постсоветском пространстве в дни азербайджанских выборов, однако курс на безоглядное демократизаторство уже сворачивали в Вашингтоне, и ОБСЕ со своими наскоками выглядела достаточно смехотворно. Сегодня, когда Ислам Каримов нанес серьезный удар по ГУУАМ как бессмысленному пиар-проекту, громкое и гневное заявление ОБСЕ о грядущем лишении узбекских граждан права посещать парижский Диснейленд лишь подтвердило бы стопроцентно цирковую природу союзов, подобных ГУУАМ и их европейских и американских кураторов.
Слишком большое количество слов, сказанных об игрушечной природе ГУУАМ и глубоко тактических целях, поставленных перед этой организацией, не вполне оправданно. В конце концов, денонсация Каримовым соглашений, подписанныъх в рамках ГУУАМ, носит не менее пиаровский характер. Что доказывает: с 1997 года по сей день мы наблюдали лишь информационную войну между антироссийским и пророссийским блоками. Сегодня в этой войне произошло еще одно крупное сражение. Однако окончательной победой его назвать нельзя. Следует ждать симметричного ответа. С другой стороны, предугадать его настолько несложно, что интерес к этим опереточным коллизиям, день ото дня снижающийся, грозит вскоре угаснуть окончательно.
|