Сегодня российская сторона дала разрешение на открытие в Калининграде консульства Латвии. Учитывая характер межгосударственных отношений между РФ и Латвийской Республикой, любой, даже самый протокольный факт вызывает живейший интерес и попытку увидеть за ним нечто большее. Мы побеседовали об открытии консульства и российско-латвийских отношениях с известным политологом, руководителем исследовательских программ Международного Фонда-развития "Еврорегион-Ливония" Владимиром Симиндеем.
- Что означает открытие консульства Латвийской Республики в Калининграде?
- Вся история с открытием в Калининграде Канцелярии консульского отдела Посольства Латвии в России – яркая иллюстрация к тому, как общий негативный фон в отношениях между РФ и Латвией отражается на решении практических вопросов. За последние годы интерес Москвы к быстрому продвижению конкретных вопросов, связанных с Латвией, существенно снизился. На мой взгляд, это реакция на шквал “исторических” претензий официальной Риги в адрес России и неоднократные утечки в местные СМИ предварительных договоренностей о путях решения отдельных проблем, причем в искаженном виде. Вместе с тем, думается, что открытие Канцелярии было необходимым и взаимовыгодным предприятием. Так, для жителей Калининградской области, имеющих родственные и деловые связи с Латвией, станет неизмеримо проще получить визу для посещения этой страны. Напомню, что до недавнего времени жители нашего эксклава могли получать латвийские визы в Вильнюсе, но в дальнейшем под предлогом перегруженности консульской службы в Литве официальная Рига прекратила эту практику. После этого люди из Калининграда должны были получать визу в Москве, что фактически привело к свертыванию контактов. После принципиального решения вопроса на правительственном уровне возникли сложности с выбором здания. И дальше началось самое интересное: латыши не были довольны калининградскими предложениями по местоположению канцелярии и выдвигали такие встречные предложения, на которые не могли пойти местные власти. Сегодня проблема, к счастью, решена, хотя нельзя не отметить, что открытие этой канцелярии приводит к определенному дисбалансу в количестве консульских представительств в наших странах. Россия имеет консульские точки в Риге, Даугавпилсе и в Лиепае, а Латвия имеет не три, а четыре консульских представительства: в Москве, Санкт-Петербурге и во Пскове, а теперь еще и в Калининграде.
Мелочь, конечно, но в политике не бывает мелочей. Мы должны более активно отстаивать свои интересы. Не исключаю, что данный факт усилит наши позиции в скорейшем решении вопроса о дипнедвижимости (латыши в Москве располагают гораздо большими площадями, чем наше посольство в Риге).
- То есть Вы выступаете за более жесткую позицию по отношению к Латвии?
- Я не за жесткость, а за оптимальность. Всегда надо учитывать перспективу. А перспектива такова, что после присоединения Латвии к шенгенской зоне встанет вопрос о целесообразностии сохранения этой консульской точки в Калининграде: исчезнет необходимость в специальной латвийской визе, и проблема решится сама собой.
- Похоже, это единственная проблема в российско-латвийских отоншениях, которая может решиться сама собой.
- Вы правы. Россия должна быть более внимательна к происходящим в Латвии процессам. Существует такой термин – стратегическое планирование. Его следует применять не только на лекциях по политологии. В октябре следующего года состоятся очередные выборы в Сейм Латвии. С учетом того, что Латвия является парламентской республикой, состав депутатского корпуса имеет принципиальное значение для формирования внешней и внутренней политики страны. Настроения, владеющие парламентским большинством, в ряде моментов затрагивают интересы России.
- Вы имеете в виду энергетическую составляющую? Газ в обмен на шпроты?
- Нет, не совсем так. Или совсем не так. Экономическая составляющая, конечно, есть, но ракурс, под которым ее следует рассматривать, весьма неожиданный. Избиратели Латвии морально устали от того, что социальная политика правительства этой страны – это политика политических банкротов. Накануне каждых выборов появляются новые политические партии, лидеры прежних партий перебегают из одной партии в другую, наблюдается форменная истерика. Латвия не вполне подготовилась к вступлению в ЕС: годовая инфляция по сравнению с октябрем прошлого года выросла на 7,6%, а товары подорожали на 7,8%. По европейским критериям это, мягко говоря, не самый лучший показатель. Политики очень стараются отвлечь внимание от этой ситуации при помощи старого приема нагнетания межэтнических противоречий: латыши, дескать, под угрозой, и угроза, дескать, исходит от русских "оккупантов". Если бы Россия применила к Латвии жесткие газовые меры, там случился бы социальный взрыв. Если бы правительству Латвии удалось перевести стрелки на Россию, обвинив ее в собственной экономико-политической импотенции, нашим соотечественникам в Латвии пришлось бы гораздо хуже, чем сейчас.
- Иными словами, жесткая экономическая политика по отношению к Латвии может навредить России и русскоязычным гражданам Латвии?
- Резкие необдуманные шаги – да. Но истеблишмент и народ Латвии не могут не осознавать, что особые преференции в экономике открываются только дружественным странам. Но можно с уверенностью прогнозировать, что антирусская риторика еще долго будет эксплуатироваться. Вместе с тем тактика забалтывания самой темы необходимости развивать отношения с Россией теряет эффективность с каждым днем. Латвийское руководство делает осторожные попытки сблизиться на своих условиях, проводит зондаж почвы. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга на днях разрешила одному из ветеранов ВОВ официально носить юбилейную медаль в честь 60-летия победы. Этот шаг имеет явное символическое значение. Некоторыми наблюдателями он воспринимается как едва ли не сдача позиций. Президент тем самым признала "сам факт" Великой Отечественной войны, а следует помнить, что Сейм Латвии неоднократно отклонял предложение парламентской оппозиции признать статус ветеранов ВОВ и отказывал им в льготах: на сегодня льготы действуют только для бывших участников Латышского легиона СС.
- Но ведь это простой пиар со стороны г-жи Фрейберги…
- Подобные дипломатические шаги крайне редки. Ни к какому существенному прогрессу они не приведут. Прогресс может быть достигнут, если Латвия откажется от негативистской риторики в адрес России. Но на мой взгляд, на сегодняшний день у латышской политической элиты нет четкого убеждения, что антироссийскую кампанию надо заканчивать. В 2007 году истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. Договор этот не будет продлен, вместо него будет заключен новый. Если до периода активной подготовки этого договора латвийская сторона не предпримет усилий по самоограничению, то Россия будет вынуждена сопроводить новый договор с ЕС официальной декларацией, что она признает и поддерживает дипотношения со странами Прибалтики как с новыми независимыми государствами, присоединившимися к Евросоюзу, а не с реинкарнаций довоенных республик, не в качестве восстановленных государств, и тогда любые территориальные и финансовые претензии будут отметаться уже по формальным соображениям.
Владимир Симиндей - сотрудник посольства России в Латвии в 2001-2005 гг.
|