Сегодняшнее заявление премьер-министра Украины Юрия Еханурова о формировании национальной буржуазии под чутким руководством Запада в который раз возвращает нас в исходную точку: мы плохо представляем себе, как нам следует вести себя по отношению к Украине, которая меняет внешнеполитические приоритеты с калейдоскопической скоростью. Заявление Еханурова ясно и четко указывает на экономический базис, на котором покоится политическая надстройка. Помочь разобраться в ситуации мы попросили директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко.
- Учитывая традиционно причудливую украинскую политическую иерархию, скажите: до какой степени сегодняшнее заявление Юрия Еханурова можно считать сформировавшейся позицией власти, частью, если можно так выразиться, национальной стратегии?
- Суть нынешней концепции украинской власти состоит в том, что национальная буржуазия будет как можно чаще советоваться с Вашингтоном.
- Какая же она в таком случае национальная?
- Этот оксюморон и есть стратегия официального Киева. Если бы в Киеве в самом деле думали о национальной буржуазии, “Криворожсталь” не была бы продана так, как она была продана.
- Что на самом деле стоит за этим заявлением премьера? Кроме того, что это заявка Украины на то, чтобы стать частью глобалистского проекта, есть ли тут есть также внутриполитическая составляющая? Может быть, официальный Киев боится давления олигархии и ему нужен страхующий в лице Вашингтона?
- От олигархического диктата и даже олигархического заговора украинская власть никак и никогда не застрахуется, это константа украинской политики. Судя по всему, формат сговора олигархов останется определяющим для украинского как внутриполитического, так и внешнеполитического курса. Украинская власть является продуктом договоренностей олигархических групп, и редкие прорывы вроде оранжевой революции не меняют сути дела: ведь те бизнес-структуры, которые выступали спонсорами оранжевой революции, не с Луны свалились: и Порошенко, и Жвания, и Мартыненко, да и сама Тимошенко – люди не новые. Сейчас Ющенко вовсе не от хорошей жизни ведет курс на инкорпорирование бывших кучмистских кланов в новую систему власти, от одиозных фигур вроде Пинчука до вполне респектабельного Рината Ахметова.
- Иными словами, может возникнуть, простите за шутку, правительство национального согласия? Ведь Ринат Ахметов, как известно, спонсировал избирательную кампанию Януковича.
- Я не исключаю этого. Расклад в будущей Раде вполне может выглядеть следующим образом: высшая лига – это “Наша Украина”, “Регионы Украины” и БЮТ. Каждая из этих политических сил имеет шансы получить от 15 до 20%. Затем – вторая лига: коммунисты, социалисты, блок Литвина. Они могут получить от 5 до 15%. Нельзя исключать попадания в Раду блока Натальи Витренко и блока Кравчука как реинкарнации объединенных социал-демократов, а также есть некоторые шансы у национал-демократического блока, который будет состоять из “Украинской народной партии” Костенко, РУХа, Конгресса украинских националистов, бывших составные частей “Нашей Украины”, которые сейчас никак не могут договориться с Ющенко о количестве мандатов и могут пойти на выборы вместе, наскрести 3%.
- Богатая получается палитра...
- Это означает, что ни у кого не будет контрольного пакета. Придется опять создавать коалицию. К примеру, коалицию “Нашей Украина”, “Регионов Украины” и, к примеру, блока Литвина. Такая коалиция может получить около 250 мандатов и задавать тон в Верховной Раде.
- И это устроит Вашингтон?
- В принципе - да. Изначально Вашингтон мечтал помирить Ющенко и Тимошенко и создать их коалицию. Это устроило бы его на 100%, это было его голубой мечтой. Но в силу ряда причин, в том числе и психологических, мир между вождями революции невозможен. И Вашинтон, похоже, согласился на резрвный вариант, к примеру, коалиции Ющенко и Януковича. Сегодняшнее заявление Еханурова в США, с которого мы начали, имеет еще и тактическую цель: Киев посылает пассы в сторону Вашингтона, чтобы уверить его в полной своей лояльности, заручиться будущим согласием на такую или, возможно, более причудливую коалицию в Раде. Единственное, что может помешать такой коалиции, - это вопрос о вступлении Украины в НАТО. Ющенко уже заявил об этом как о приоритетном направлении внешней политики, а “Регионы” Януковича выступали против, и от этой своей позиции они отказаться не могут по электоральным причинам и не откажутся. Впрочем, я думаю, никакого срочного вступления в НАТО не будет, вряд ли оно произойдет в 2008 году, вопреки стремлению киевских военных чинов. Я думаю, вопрос просто подвесят на неопределенный срок.
- Как эти экономические пассы Киева в сторону Запада отразятся на отношениях с Россией? Ни для кого ведь не секрет, что не только сырьевой, но и внесырьвой сектор украинской экономики гораздо теснее связаны с российским бизнесом, чем интегрированы в мировую экономику. Что, на Ваш взгляд, должна предпринимать Россия в целях сохранения своего экономического влияния на Украину? Должна ли она расширять это влияние или продолжать уповать на газовый вентиль, способный разрешить в критический момент все проблемы в отношениях между нашими странами?
- Экономика тесно переплетена с политикой и наоборот. Отношения с Россией также зависят от выборов в Раду, тем более учитывая конституционную реформу на Украине. Если та самая коалиция состоится, то внешняя политика Украины по отношению к России может достаточно серьезно поменяться. России следует взять паузу, подождать до 2006 года и далее выстраивать свои отношения с Украиной с учетом нового расклада. То же касается и экономики. Проектов много – реализовывать по большому счету некому. Существует проект газотранспортного консорциума, который тормозится Украиной, проекты в области авиастроения, кораблестроения, планируется целая серия круглых столов, инициируемых “Республиканской партией” во главе с Юрием Бойко, - по сотрудничеству в сфере ВПК. Словом, есть где развернуться. Главное, чтобы на Украине были вменяемые люди во власти, которые готовы были бы реализовывать эти проекты., Надо подождать формирования нового правительства, ибо правительство Еханурова по определению является временным. России сейчас не стоит размениваться, а следует полдождать явления нового украинского руководства.
- Но ведь если в Киеве захотят, новое правительство там может возникать каждые полгода. Пока что к этому есть все предпосылки: вялотекущий, но системный политический кризис. Мы рискуем так потерять уйму времени. Не лучше ли, безусловно ориентируясь на генеральную линию партии, обращать вместе с тем внимание на политические силы, априори более заинтересованные в тесных контактах с Россией?
- Если рассматривать потенциально договороспособных партнеров, то надо помнить: не должно быть каких-то однозначных ставок на ту или иную силу политическую, надо работать со всем спектром. С точки зрения идеологии можно взаимодействовать с левыми, антинатовцами, с Витренко, с коммунистами, это такой радикальный вариант. Полезно сохранять отношения с “Партией регионов Украины” и с социал-демократами, весьма интересен появившийся центристский блок, “Народная партия” Литвина, “Партия промышленников и предпринимателей” Кинаха, “Республиканская партия” Бойко. Есть некий потенциал для сотрудничества с Морозом и его социалистами. Что касается Тимошенко, Юлия Владимировна слишком непредсказуемый политик, чтобы выстраивать с ней долговременные отношения. И еще одно. Следует постоянно держать в голове: трудновато нам будет договариваться с “Нашей Украиной” Ющенко, их электоральная база находится на западе Украины, они не могут себе позволить пророссийской риторики и даже пророссийских действий. Но в целом надо учитывать весь политический спектр и действовать по-умному, а не так, как мы действовали год назад.
|