Пока в России ведутся панические разговоры о том, что Китай будто бы составил план того, как “забрать всю воду” из Иртыша, Казахстан осуществляет крупный проект приграничного экономического сотрудничества с Китаем, в том числе и по “речному вопросу”. Вместе с экономическим развитием района пограничной реки. Хоргос, где разворачивается строительство крупного трансграничного торгового, промышленного и транзитного узла, Казахстан и Узбекистан уделяют пристальное внимание сохранению самой реки Хоргос.
Внимание к этой проблеме вызвано несколькими причинами. Во-первых, река Хоргос является пограничной рекой, и ее обустройство является одновременно обустройством китайско-казахской границы. Во-вторых, ежегодно на Хоргосе случаются паводки, которые размывают берега реки, населенный пункт Хоргос и опоры пограничного моста, угрожая разрушением этого важнейшего инфраструктурного объекта. В-третьих, изучаются перспективы строительства на реке объединенного гидроузла и выработки электроэнергии. Все эти вопросы будут рассматриваться на заседании казахско-китайской совместной комиссии по использованию и охране трансграничных рек, которое состоится в Шанхае 17-23 октября 2005 года. Судя по продолжительности переговоров, вопросов для обсуждения много, и график будет напряженный.
В районе Хоргоса в настоящее время развивается крупный центр торгового и промышленного приграничного сотрудничества между Казахстаном и Китаем. На китайской стороне в рамках свободной экономической зоны Хоргос уже построено пять крупных предприятий, в том числе крупнейший в КНР кожевенный завод. В будущем, по плану развития приграничного сотрудничества до 2010 года, который был рассмотрен в августе 2005 года премьер-министром Казахстана Даниалом Ахметовым, количество предприятий вырастет до 20, будет построен торговый город на обеих сторонах реки, в котором будет действовать однодневный безвизовый режим посещений. Китайское правительство запустило проект строительства железных дорог в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе, по которому запроектирована железнодорожная ветка Хоргос-Чунжда.
В проекте сохранения пограничной реки запланировано с казахской стороны строительство трех дамб, длиной 3320 метров, в дополнение к уже построенной китайской дамбе длиной 25 километров. Кроме того, на гидроузле “Достык” планируется строительство каскада малых ГЭС, общей мощностью в 21,5 тыс. кВт, и канала длиной 11,6 километров. Забор воды и потребление электроэнергии сторонами будет осуществляться на равных условиях.
На заседании в Шанхае будет уточнено технико-экономическое обоснование гидроузла “Достык”, а также рассмотрены перспективы осуществления подобных проектов на реках Или и Иртыш.
А в России все стенают и плачут, что “Китай заберет всю воду из Иртыша”. Тем временем Казахстан, как хорошо видно, развивает взаимовыгодное сотрудничество со своим восточным соседом. По этому поводу можно сказать только одно: нам еще учиться и учиться у казахов внешней экономической политике, потому что за несколько лет существования международной организации по делам развития Алтая, подобные темы совместного использования рек не поднимались, и ни разу не дошли ни до каких конкретных действий.
|