Место России в мире – чудная тема, позволяющая рассуждать во всевозможных направлениях, производя огромные яркие мазки, за которыми очень часто начинает скрываться истинное положение вещей, как старинные фрески в храме под слоем штукатурки. Действительно, без собственного осознания себя нам трудно определить стратегию развития и практически невозможно занять место в мире истинно нам соответствующее. Николай Карамзин в 1802 году написал: «Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою».
Уже из этой цитаты очевидно, что процесс самоопределения для русского человека – это процесс внутренней борьбы, внутреннего переосмысления, а не поиска внешних врагов. Русское самосознание от рождения не способно искать врагов. Вся наша история показывает, что враги всегда сами находили нас. Да, именно та история, на месте которой многие ставят знак вопроса. Этот знак вопроса может появиться только у тех, кто эту историю либо не читал, либо сознательно хочет внушить окружающим, что мы Иваны непомнящие родства. Без исторических фактов, свидетельств и размышлений очевидцев невозможно осмыслить ментальность русского народа, его отношение к миру, к своей стране, к соотечественникам и почему мы сегодня там, где есть.
Не углубляясь в древние времена, с определенной долей уверенности, можно утверждать, что история России условно делиться на четыре периода – доромановский, романовский, советский и постсоветский. На стыках этих периодов происходили события, которые коренным образом изменяли уклад жизни и психологию русского народа, систему государственного устройства и систему ценностей, тем не менее сохраняя определенную, самобытную преемственность.
Известный русский философ Иван Ильин сказал, что «история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения, мудрости и силы. …Мы должны освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее». Только безвольные люди отказываются от своих корней, и эти безвольные не в состоянии не то что реализовать, а даже замыслить наше будущее.
Поиски же врага занятие для России бесцельное и несвойственное. Кроме того, такая постановка задачи для слабых и сама по себе разрушительна, поскольку способствует отказу от внутренней работы над собой, подменяя ее рефлекторными действиями.
За многовековую историю на долю России выпало немало тяжких испытаний. При этом расширение и упрочение Российского государства всегда оставалось центральной задачей, которая не являлась самоцелью, а была скорее средством выживания народов, населяющих его.
Состояние безопасности России, цели и задачи, направления и механизмы ее обеспечения в первую очередь всегда были обусловлены ее геополитическим положением. Россия – великая держава, территория которой пересекает 11 часовых поясов, имеющая границы в Европе, Азии, Тихом океане, Арктике и на Кавказе. Нашу страну населяет 150 миллионов людей более чем 160 национальностей, которые и являются русским народом, создавшим одну из величайших культурных цивилизаций в мире.
Тысячелетняя история многоликой России говорит о том, что нам не занимать навыков добрососедства и межнационального общения. У нас веками складывались принципы национальной и конфессиональной толерантности. Российская Федерация по праву занимает одно из первых мест в ряду демократических держав, и сама всегда готова поделиться своим опытом, полученном на этом поприще.
Специфика нашей страны в том, что она располагается между двумя цивилизациями – западной и восточной, всегда являясь естественным стержнем равновесия сил. Такое положение и состав России объективно определяют наличие у нее геополитического долга перед многими народами. Геополитическая особенность России состоит в том, что она не может позволить себе «замкнуться», тем самым, поставив под угрозу свой суверенитет, – это приведет страну к политическому и экономическому застою, интеллектуальной стагнации и, в конечном счете, к деградации и распаду. Вся русская история, становление России как социально-этнической общности складывались под знаком этой геополитической особенности и ответственности за своих соседей.
Великий Николай Рерих написал: «Когда-то будет написана справедливая история о том, как много в разное время Россия помогала различным народам, причем помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама же Россия. Но помощь не должна взвешиваться. На каких таких весах полагать доброжелательство и самоотвержение?! Но во всяком случае ценность такого доброжелательства не ржавеет, и в веках оно произрастает в доверие. Многие, многие народы видят в русском друга своего. И это обстоятельство сложилось не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в даяниях».
Конечно, не все народы благодарно дают объективную оценку роли России в их судьбе, но это не значит, что мы должны вырабатывать свою стратегию развития с отправной точкой на стадии определения врагов. Более того, в таком деликатном деле не стоит мельчить. Зачем нам назначать в стратегические враги, например, страны новой Европы – Грузию, Латвию и пр.? Мы же не прокладываем себе дорогу в субрегиональные лидеры. Все осознают, что Россия крупнейший мировой игрок, но стараются это не афишировать, сводя нашу самооценку к нулю. Нет никаких самостоятельных российско-грузинских или российско-эстонских отношений. Есть отношения России с Великобританией, Соединенными Штатами, Европой, Китаем. А риторика, раздающаяся в Софии или в Бухаресте, определяется желанием встроиться в современную мировую систему безопасности и экономики с наименьшим ущербом для себя (желание, кстати, вполне законное). Не стоит обижаться на них. Мы должны с любовью духовно объять этот мир и… крепко прижать.
Автор - кандидат политических наук, руководитель Центра изучения международных отношений Института общественного проектирования
|