Таджикские средства массовой информации за последние несколько лет показали устойчивую тенденцию к созданию больших информационных монополий, охватывающих почти всех потребителей информации. Первым по этому пути пошел Акбар Саттаров, глава медиа-холдинга ООО “Чархи гардун”. Он создал свою газетную империю, которая к 2001 году сосредоточила в своих руках половину тиража всех газет, выпускаемых в Таджикистане. В его руках были такие крупные и авторитетные газеты, как “Бизнес и политика” и “Вечерний Душанбе”.
Однако Саттарову не дал сделаться монополистом его самый серьезный конкурент – Умед Бабаханов, бывший журналист, который в 1996 году создал информационное агентство “Азия-плюс”, которая смогла серьезно потеснить “Чархи гардун”. После своего успеха в 2001 году Умед Бабаханов стал распространять свое влияние на радиовещание и телевидение. “Азия-плюс” получила лицензию на радиовещание (в июле 2002 года, после одобрения со стороны президента Таджикистана Эммомали Рахмонова), создала ТВ-студию и сейчас ожидает лицензию на телевещание.
Эти устремления Бабаханова вызвали большое беспокойство среди других ведущих журналистов и глав информагентств. Директор информационного агентства “Авеста" Зафар Абдуллаев посвятил формированию медиа-монополии на основе агентства “Азия-плюс" несколько статей. Они вызвали неодобрительные отклики со стороны ряда редакторов газет и глав агентств, которые заявили, что ни о какой монополии речи быть не может.
Однако, если отвлечься от условий рынка информации в Таджикистане и от личных отношений ведущих игроков таджикской медиа-сферы, структура агентства “Азия-плюс” представляет интерес с политической точки зрения. В его состав входит само агентство, поддерживающее сайт и выпускающее газеты, школа журналистики, радиостанция, и в перспективе — телевидение. Медиа-холдинг уже сейчас создал структуру, которая позволяет контролировать весь процесс распространения информации, от подготовки кадров, до электронных СМИ. Таким образом, резко увеличивается оперативность подачи информации, гибкость информационного потока, позволяющего использовать разные каналы информирования. Кроме того, в перспективе школа журналистики позволит Умеду Бабаханову создать корпорацию, в которой с помощью прямого цензорского вмешательства редакторов и самоцензуры журналистов можно легко манипулировать информационным потоком. Иными словами, Бабаханов получает влияние на политический процесс. Он может через свою цепочку вбросить информацию, которая будет вызывать определенную реакцию политиков, и вносить изменения в политический процесс.
Умед Бабаханов, судя по всему, является человеком, которому покровительствует Рахмонов. Можно предположить, что у такого интересного проекта есть и вполне конкретное политическое предназначение. Как раз через год в Таджикистане предстоят президентские выборы, на которых Рахмонову очень был бы кстати такой информационный ресурс.
|