Казанский саммит глав государств СНГ, намеченный на 26 августа, может войти в историю как начало дезинтеграции Содружества. Наиболее серьезные предложения по повестке дня поступили из Киева и Москвы. Киевские инициативы по обсуждению проблемы транзита энергоносителей и формированию единого экономического пространства были отклонены Москвой, как поступившие слишком поздно. Московские предложения несколько иного свойства.
Российский МИД предлагает обсудить отказ от “особых отношений” России с другими участниками Содружества, а по некоторым данным даже прекращение поставок тех самых энергоносителей по сниженным ценам. Можно, конечно, расценить эти заявления как психологическую атаку на оппозицию внутри содружества (Тбилиси-Киев), однако ряд признаков не позволяет считать их пустой угрозой.
Россия проявляла значительный скепсис к идеям развития СНГ еще до подписания недавней, де-факто антироссийской, Боржомской декларации. Напомним: еще в марте Владимир Путин достаточно жестко заявил, что “если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в сфере экономики, в сотрудничестве в политической области, военной - то, естественно, этого и не было, потому что и быть не могло”, а “СНГ создавалось, чтобы процесс распада СССР проходил наиболее цивилизованным способом. С этой задачей СНГ справилось”. Мавр сделал свое дело – мавр может уходить.
Причина СНГ-скепсиса - прежде всего в экономической сфере. Ряд российских компаний активно добивается введения “антидемпинговых” пошлин на продукцию из стран Содружества. Однако дело отнюдь не только в гипотетическом демпинге, российские товары порой действительно неподъемно дороги.
Например, это касается проблемы украинских труб на российском рынке. Российская продукция слишком дорога даже для российских же потребителей, а покупатели из Туркмении, Азербайджана и Узбекистана вовсе планируют отказаться от русских труб в пользу украинских. В этом нет ничего удивительного: украинские трубопроизводители еще в советские времена обеспечивали 60-70% всесоюзного спроса. Объяснить все гипотетическими “происками оранжевых” решительно невозможно: союзную Белоруссию обвиняют в демпинге половины ее товаров на российском рынке.
Проблема скорей в наших собственных недоработках. Взять хотя бы то, что “союзные телевизоры” (плоды одноименной российско-белорусской программы), стоят примерно столько же, сколько образцы из дальнего зарубежья, к тому же производятся на основе импортных комплектующих (производство своих идет пополам с горем и большими задержками).
А вместо того чтобы заниматься преодолением своих внутренних трудностей многие российские производители активно и, видимо, небезуспешно лоббируют завершение “развода” со странами ближнего зарубежья. Если Россия, географическое и политическое сердце союза, займет именно такую позицию, то ничто уже не поможет сохранить Содружества. Многие эксперты относятся к этой угрозе достаточно равнодушно, полагая, что ШОС может успешно заменить СНГ в геополитическом плане. Однако, во-первых, не следует переоценивать недавние успехи в Азии, которые вскружили многие головы.
Конечно, на заседании в Астане было выдвинуто требование о выводе войск НАТО из региона. Но, ведь по итогам переговоров с США Таджикистан и Киргизия (при ее-то феноменальной лояльности к Москве!) – требования сняли. Позиции ШОС придерживается только Узбекистан, да и то скорей из-за жесткой реакции США на события в Андижане.
К тому же распад СНГ или просто крупный разлад в нашем “благородном семействе” приведет к полной потере влияния России на Кавказе. Саакашвили уже вел переговоры с Ереваном о переориентации на Запад, а США обещали содействовать “выводу российских войск из региона”, если у главы Армении Кочаряна такое желание возникнет.
Пока Ереван сдержанно относится к таким авансам Запада, строго придерживаясь рамок “дифференциации внешней политики”, сохранения запасного выхода на случай осложнений. Но в случае отказа от “особых отношений” Армения не преминет этим выходом воспользоваться.
Тем временем из России приближается вторая после “антидемпингового лобби” волна отрицательного отношения к СНГ. Все большую роль в общественной жизни начинает играть так называемое поколение “1983-плюс”. Его представители значительно более прохладно относятся к представителям “братских народов” ближнего зарубежья.
Я говорю не о движении “скинхедов” (чья численность, кстати, достигла по некоторым данным 50 тысяч человек) и ксенофобии, речь идет о простом отчуждении, отсутствии общего прошлого, культурных и нравственных связей с соседями. Для молодого поколения они просто конкуренты, в лучшем случае – партнеры, с которыми следует соблюдать осторожность.
По сути, ближайшие десять лет дают последний шанс на новое ускорение интеграционных процессов в СНГ, которые являются своего рода самоцелью только для представителей старшего поколения. В общем-то, СНГ уже сейчас превращается в клуб общих имперских воспоминаний, позволяющих смягчать сегодняшние противоречия (как на сегодняшних армяно-азербайджанских переговорах по Карабаху).
Прошлый десятилетний юбилей СНГ прошел безрадостно на фоне русско-грузинских склок, связанных с бомбежками территории суверенного грузинского государства. Следующий же рискует просто остаться незамеченным в сутолоке изменившегося до неузнаваемости мира.
|