ARABESKI
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Потребности 
 О проекте 

Особый статус

Как хотят уничтожить Приднестровье

22 июля 2005 г., на пленарном заседании молдавского парламента, сразу в двух чтениях - в первом и во втором - окончательном, был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". 28 июля данный закон был подписан президентом республики Молдова В.Ворониным. Принятие данного закона (который носит предварительный характер) было предусмотрено первым этапом т.н. “Плана Ющенко”. Таким образом, Воронин может отчитаться о выполнении молдавской стороной первого этапа Плана и потребовать от Тирасполя ответных шагов. Далее, согласно того же Плана не позднее октября-ноября 2005 года в Приднестровье должны быть проведены “свободные и демократические” выборы (читай “оранжевая революция”) в Верховный Совет “Приднестровского региона республики Молдова”. Второй этап “Плана Ющенко” предполагает, что новоизбранный Верховный Совет Приднестровья примет на основе вышеупомянутого закона “соответствующий нормативно-правовой акт”, после чего делегирует своих представителей в соответствующую комиссию молдавского парламента, которая должна разработать уже окончательный вариант закона "Об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья)".

К сожалению, автору за целую неделю поисков в Интернете не удалось найти русский текст данного законопроекта. Поэтому его анализ можно дать, только на основе пересказов отдельных его положений информационными агентствами. Вот они:

1. Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова”, которое “в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова решает вопросы, отнесенные к его ведению".

2. В состав Приднестровья могут входить - или выходить из него - населенные пункты левобережья Днестра, "на основании местных референдумов, организованных в соответствие с законодательством Молдовы".

3. В тексте закона также говорится, что "представительным органом Приднестровья является Верховный Совет, который является высшим органом законодательной власти Приднестровья"

4. Предложено считать, что природные ресурсы, движимое и недвижимое имущество, находящиеся в регионе, будут являться собственностью Молдавии, являясь в то же время экономической базой Приднестровья.

5. "Суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и правоохранительных органов Республики Молдова и осуществляют свою деятельность по отправлению правосудия, обеспечению правопорядка и безопасности государства на основании законодательства Республики Молдова”.

6. Верховный совет, "который избирается в ходе свободных, прозрачных и демократических выборов”, примет конституцию “особого автономно-территориального образования", которая не может вступать в противоречие с конституцией Молдавии. В дальнейшем Верховный Совет будет принимать "законы и другие нормативные акты местного характера".

7. За Приднестровьем оставляется право имеет свою символику и использовать на территории региона три официальных языка - молдавский на основе латинской графики (иными словами - румынский), русский и украинский. За Приднестровьем также закрепляется право "устанавливать и поддерживать внешние связи в экономической, научно-технической и гуманитарной областях" - "в порядке, определенном законодательством Молдовы".

8. В законе повторены положения “Плана Ющенко” о том, что "после формирования в Приднестровье демократически избранной системы власти и исполнения условий демилитаризации, оговоренных в Постановлении парламента Молдавии от 10 июня 2005 года" (речь идет о выводе из Приднестровья всех российских войск, включая и российских миротворцев) должен начаться переговорный процесс "для совместной разработки и принятия органического Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровья" и "системы внутренних гарантий" исполнения этого закона, которая также "будет сформирована на основе переговорного процесса".

Анализ указанных выше положений Закона позволяет сделать вывод, что последний является компиляцией из положений “Плана Ющенко” и действующего уже более 10 лет Закона Республики Молдова “Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)”. Поэтому логично было бы дать характеристику принятому законодательному акту исходя из аналогии применения уже действующего законодательства. Что же мы увидим?

Во-первых. При принятии 23 декабря 1994 года Закон “Об особом правовом статусе Гагаузии” Парламент Молдовы установил месячный срок для дачи предложений по приведению в соответствии с указанным Законом действовавшего тогда законодательства республики Молдова. Однако данное решение саботировалось противниками автономии в высших органах государственной власти почти девять лет. Только в июле 2003 года был сделан первый шаг - приняты поправки к Конституции Республики Молдова, закрепляющие основные положения данного Закона в основном законе Страны. Напрашивается вопрос. Сколько времени потребуется Парламенту Молдовы для принятия в соответствии с “Планом Ющенко” окончательного варианта закона "Об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья)” и внесения соответствующих изменений в Конституцию?

Во-вторых. Опираясь на положения Закона “Об особом правовом статусе Гагаузии”, предусматривающих возможность выхода из состава Автономии населенных пунктов на основе итогов местного референдума территория Гагаузии была значительно сокращена. Наличие в принятом недавно Законе "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья" сходных положений делает возможным раздробление единого Приднестровья на ряд нежизнеспособных анклавов.

В-третьих. Любая автономия бессмысленна до тех пор, пока она не имеет права доступа к финансовым средствам и собственности. Любой автономии нужно право на формирование собственного бюджета на основе большей доли общегосударственных платежей и местных налогов, а не субсидии из центра. А экономическая самостоятельность, закрепленная законодательно как одна из целей любой автономии, возможна лишь при наличии у нее собственности. К сожалению, молдавское законодательство не предусматривает для уже действующей Гагаузской автономии ни того, ни другого.

Вопросы формирования местных бюджетов в Молдове урегулированы Законом Республики Молдова “О местных публичных финансах”, который сводит права автономии на уровень обычной административно-территориальной единицы в то время как Закон “Об особом правовом статусе Гагаузии” и Конституция по данному вопросу содержат только отсылочные нормы. Вопросы собственности также трактуются не в пользу автономии. И Конституция Молдовы и соответствующий Закон “Об особом правовом статусе Гагаузии” гласят, что “Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находящиеся на территории автономно-территориального образования Гагаузия, являются собственностью народа Республики Молдова и одновременно экономической основой Гагаузии".

Аналогичные положения, содержащиеся и в Законе "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья" открывают прямой путь к пересмотру итогов уже прошедшей в Приднестровье приватизации и глобальному переделу собственности в регионе. Что неизбежно лишит русскоязычную элиту ее экономического веса.

В-четвертых. Положения о том, что в будущей автономии предусмотрены три официальных языка – молдавский, русский и украинский, также может оказаться обычной декларацией. На сегодняшний день действует постановление Конституционного суда Молдовы от 30 мая 2002 г., касающиеся функционирования государственного языка в республике, согласно которому признаны неконституционными ряд положений законов "Об актах гражданского состояния", "О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и правовом статусе их организаций". Суд постановил, что составление актов гражданского состояния должно осуществляться только на государственном языке республики Молдова. Визуальная информация в населенных пунктах, общественных учреждениях, министерствах и ведомствах, на транспорте и вокзалах также должна оформляться только на государственном языке. Таким образом, реального равноправия языков даже на территории Приднестровья не получится.

Таким образом, можно заключить, что главная задача, которую призван решить Закон "Об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья)" – уничтожение Приднестровья как единого историко-культурного региона. Раздробление его на мелкие нежизнеспособные части и активная ловля “рыбы” в “мутной воде” перераспределения собственности.

02.08.2005
Вадим Солохин

Версия для печати

Прямая речь

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта. "Арабески" берут паузу

11.03.2006 
Навстречу Первомаю. Приднестровская республика не продержится больше 40 дней

10.03.2006 
И три розовых куста. Конгресс США просит Белоруссию обеспечить прозрачность выборов

10.03.2006 
Время и место. Дискуссия по НАТО “несвоевременна”, – считает Виктор Ющенко

10.03.2006 
Оперуполномоченный. В Киргизии хотят запретить НКО

09.03.2006 
Тест на человечность. Московские благотворители собирают деньги на спасение азербайджанского ребёнка

09.03.2006 
Языковой барьер. Южная Осетия подает в суд на Грузию

09.03.2006 
Бежит курица с ведром. Турция поддержит Азербайджан в войне с Арменией

09.03.2006 
Одобрямс. 19 из 20 узбеков мечтали о ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества?


Комментарии

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Украина стягивает войска
Специальный репортаж из Приднестровья
Владимир Букарский

09.03.2006 
Rudolfiner-White House
США спасают лицо Ющенко
Комментарий Алана Касаева

07.03.2006 
Армянская тень Саакашвили
Арам Саркисян хочет стать президентом Армении
Рубен Грдзелян

06.03.2006 
Блокада Приднестровья - дело рук Запада
Эксклюзивное интервью с председателем Верховного Совета ПМР

03.03.2006 
Пепел Клааса
Лукашенко России не по зубам
Комментарий Владимира Мацкевича

02.03.2006 
Мавр сделал свое дело
Назарбаев превращается в английскую королеву
Андрей Грозин

01.03.2006 
Вода в ступе
Мирный процесс в Карабахе может закончиться войной
Сергей Маркедонов

28.02.2006 
Вильнюс выслуживается перед НАТО
Южная Осетия стала разменной картой
Комментарий Владимира Симиндея


Все Реплики

Перейти
13.03.2006 
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция

10.03.2006 
Назад, в будущее!
Годовщина революции в Киргизии станет праздником
Дмитрий Верхотуров

09.03.2006 
Начало пути
Зарождается азербайджанская диаспора
Сергей Маркедонов

07.03.2006 
Ни шагу назад!
России пора объявить Приднестровье зоной своих стратегических интересов
Алексей Мартынов

06.03.2006 
Разбирание русских земель
Послесловие к юбилею М.С. Горбачева
Сергей Маркедонов

03.03.2006 
Продолжение войны другими средствами
Переговоры по Карабаху возобновились
Игорь Михайлов

01.03.2006 
Согласие - золото
Русские - огромное преимущество Латвии
Комментарий Яниса Урбановича

27.02.2006 
Личная неприязнь
Политическая смерть Алиева близка
Алексей Пантыкин

26.02.2006 
Лед и пламень
Грузия превращается в Прибалтику
Сергей Маркедонов

22.02.2006 
Импотенция
Почему Россия не может поставить Грузию на место?
Сергей Маркедонов

21.02.2006 
Поживем - увидим
С чем Путин едет в Азербайджан?
Михаил Борок

20.02.2006 
Вещий Нурсултан
Казахстан становится Киргизией
Андрей Грозин


Суждения

Перейти
13.03.2006
Все вернулись с фронта
"Арабески" берут паузу
Редакция
07.03.2006
"Они превращают нас в рабов"
Грузия измывается над азербайджанцами
Комментарий Али Бабаева
27.02.2006
Начальник станции "Жмеринка" отдыхает
Лукашенко играет в преферанс
Станислав Петров
21.02.2006
Финишная прямая Лукашенко
Гадание на голосах, которые останутся от президента
Иван Сухий
13.02.2006
Проклятые вопросы
Как решить проблему Карабаха?
Сергей Маркедонов
30.01.2006
Черкес бежал быстрее лани
Адыгея обратилась в Совет Европы
Сергей Маркедонов
GlobalRus.ru    Потребности    О проекте    GlobalRus.ru © 2003–2006 Кнопка Рамблера