Председатель Парламентского собрания союза Белоруссии и России, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил сегодня, что союзное государство Белоруссии и России является наиболее успешной и динамично развивающейся формой интеграции на постсоветском пространстве. "То, что происходит сегодня в союзном государстве Белоруссии и России в рамках существующего договора - это наиболее тесная интеграция", - сказал Грызлов на пресс-конференции в Гомеле в пятницу по итогам сессии Парламентского собрания.
Формально со словами российского спикера поспорить трудно. На сегодняшний день Белоруссия и в самом деле является государством, максимально лояльным России в политическом отношении. Однако третий год играет музыка, затянулся наш роман: возраст у постсоветской российско-белорусской интеграции уже весьма почтенный, а достижения ее весьма скромны, особенно если учесть те грандиозные планы, которые декларировали интеграторы с первых же дней провозглашения Союза. Еще тогда, при Ельцине, именно в силу громадья декларируемых планов, невозможно было отделаться от ощущения, что российско-белорусский союз - это какое-то пиар-образование, созданное в пику Западу, однако облик этого враждебного Запада был едва ли не более расплывчат, чем облик самого союзного российско-белорусского государства. То ли альянс двух славянских стран задумывался как препятствие на пути НАТО (в середине 90-х это расширявшееся на Восток НАТО было главным патриотическим жупелом), то ли, когда звериный оскал империализма примелькался, союзу России и Белоруссии нашлось применение в качестве альтернативы Евросоюзу. Так или иначе, Россия при помощи Белоруссии отстаивала свою идентичность, уже не имперскую, но еще не вполне демократическую, и до сих пор не сумела ни определиться с этой идентичностью, ни толком ее отстоять.
Этот результат является более чем плачевным, учитывая те грандиозные финансовые средства, которые за все минувшие годы были потрачены на ведение столь амбициозной пиар-кампании. Начиналась пиар-кампания, как и было отмечено, очень шумно. Говорилось, что Союз России и Белоруссии открыт для новых членов и что будто бы Армения уже едва ли не изъявила желание к нему присоединиться. Однако никто не дождался от Армении не только вступления, но даже и артикуляции этого желания, да и самой России, как выяснилось, это было не слишком-то нужно. В первую очередь потому, что неясно было, к чему же присоединяться. Что делать со своими бывшими колониями, метрополия явно не знала: то СНГ объявлялось зоной приоритетов русской внешней политики, то вдруг в моду вошел новый прагматизм, означавший на деле дружбу дружбой, а денежки врозь, саму структуру СНГ постепенно разъедала эррозия, покуда к 2004 году не разъела совсем.
На фоне происходящего на просторах бывшего СССР в целом российско-белорусские отношения могут и в самом деле показаться пасторальной картинкой, но такое сравнение уместно разве что в буквальном смысле: ничего более, чем статичное изображение, эти отношения и вправду не напоминают. Статика была особенно заметна на основе сокрушительной динамики лично президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. Феноменальная политическая активность, с которой он пытался наполнить пиар-проект реальным содержанием, только подрывала веру в существование и возможность российско-белорусского союза, зато укрепляло веру в то, что Россия для лукашенковской Белоруссии - просто дойная корова, вынужденная платить натурой за собственные рудиментарные имперские амбиции, реализуемые в сильно усеченном варианте и непонятно зачем. Манера Лукашенко по-детски обижаться на любое справедливое требование Москвы (к примеру, рассчитаться за энергоресурсы), а потом жарко целоваться, едва это требование смягчено и требовать взамен немедленных преференций, немало этому поспособствовала.
За годы эволюции Союз России и Белоруссии никак не эволюционировал. При Ельцине ему отводилась сугубо представительская функция, лишь раздражавшая иных руководителей СНГ, в присутствии которых белорусский президент чувствовал себя кумом королю, при Путине была сделана попытка наполнить Союз реальным содержанием: Лукашенко было поставлено условие либо входить в состав России на общих основаниях и смирится с положением автономии, либо не входить вовсе и перестать говорить о Союзном государстве. Естественно, официальный Минск рассудил, что вхождение в состав РФ на правах автономии лишит его не просто рычагов управления собственной страной, но и единственного экспортного товара - мелкого шантажа - и отказался. С тех пор никаких принципиальных изменений в российско-белорусских отношениях не произошло.
Современное состояние этих отношений лишь с большой натяжкой можно назвать тесной интеграцией. Так же, как и тело, находящееся в состоянии покоя по отношению к другому телу, сложно назвать сближающимся с ним, если все остальные тела от него отдаляются. Может быть, Борис Грызлов имел в виду именно такую форму тесной интеграции? Однако в условиях перманентной оранжевой революции очень недальновидно надеяться, что Белоруссия нам поможет. Опыт российско-белорусской интеграции минувших десяти лет не вселяет в это уверенности. Надо что-то подправить в консерватории, иначе российско-белорусский союз из серьезного геополитического проекта, каким он был задуман, грозит окончательно превратиться в мертвый груз.
|